Во вторник, 8 ноября, первые две ветки газопровода «Северный поток» заработали в полную силу. В полдень, в городе Любмине, на балтийском побережье Германии канцлер Ангела Меркель и российский президент Дмитрий Медведев открыли символический кран, чтобы дать официальный старт промышленной эксплуатации первых двух очередей газопровода «Северный поток». Самый длинный подводный газопровод в мире изменит динамику европейского газового рынка.

В то время, как Германия празднует открытие трубопровода из российского порта Выборг до Любмина длиной 1224 километра, дальше к востоку новый маршрут вызывает беспокойство. Почему?

Сорок лет назад в Чехословакии под громкие звуки фанфар началось строительство крупного трубопровода, призванного доставить газ из Советского Союза в Центральную, Западную и Южную Европу. В то время как контролируемые государством СМИ Чехословакии превозносили «строительный проект века» как «доказательство политической оттепели в Европе», никто не упоминал о том, что в первую очередь газопровод был призван стать механизмом для заработка твердой валюты для Советского Союза.

По сути, условия транзита советского газа были определены межправительственными соглашениями – со своей стороны коммунистическая Чехословакия получала советский газ по выгодной цене.


Еще до газового кризиса, случившегося в начале 2009 года, когда Россия перекрыла поставки в Европу через Украину в результате ценового спора с Киевом, Москва стремилась диверсифицировать свои экспортные маршруты в Европу, чтобы значительно снизить зависимость от своего южного соседа. Текущие экономические и политические интересы России, обозначенные как «увеличение диверсификации транзитных маршрутов», представляют собой не меньше, чем всеобъемлющее переопределение российской газовой политики.

Газовая политика Советского Союза базировалась на действительности, в которой Европа была разделена, и представляла собой разные подходы к потребителям со «свободно-конвертируемой валютой», т.е. к Западной Европе, и к странам Восточной и Юго-Восточной Европы, контролируемым Москвой.

В то время как подход Москвы к своим западноевропейским клиентам состоял в максимальных усилиях, направленных на выстраивание и сохранение своей репутации надежного поставщика, в отношениях с европейскими сателлитами газ использовался как инструмент политического и экономического давления. И даже в советские времена, из-за своего масштабного внутреннего потребления, Украина была неспособна или не готова переправлять достаточно газа для удовлетворения спроса в Западной Европе. Москва часто решала эту проблему, ограничивая поставки в свои восточноевропейские сателлиты.

Следует указать, что в советские годы СССР продавал Западу газ на внешних границах своей империи, т.е. на границах с Германией и Австрией, в то время как страны Варшавского договора покупали газ на границе с СССР.

Торговые фирмы


Текущая перезагрузка газовой политики постсоветской России уже прошла через несколько стадий. В начале 1990-х Москва решила открыть торговые фирмы, продающие ее газ, которые действовали бы в рамках сотрудничества между контролируемым государством «Газпромэкспортом» и западноевропейскими импортерами российского газа. Так случилось, что одна из таких торговых фирм была открыта в Словакии, однако Чехия отклонила схожее предложение.

Через эти фирмы российский газ было возможно купить напрямую, вне рамок долгосрочных приоритетных контрактов на поставки. Изначально эти торговые фирмы должны были решить проблемы спорадических остановок поставок газа, но на практике они превратились в источник личного обогащения для российских предпринимателей. Эта неумеренность дошла до крайности 10 лет назад, что привело к крупномасштабному сокращению торговли газом через эти фирмы.

Было установлено – и честь этого открытия была отдана Владимиру Путину – что более 40% доходов от экспорта газа шли брокерам и посредникам.

Еще одной прочувствованной проблемой оставался тот факт, что независимый Киев контролировал кран на крупном экспортном маршруте российского газа, что привело к предложениям построить альтернативные экспортные трубопроводы на запад в обход Украины. Первым проектом стал трубопровод Ямал-Европа из России через Белоруссию и Польшу до приграничного германского города Франкфурт-на-Одре. Это потребовало лишь увеличения пропускной способности экспортного трубопровода советских времен, идущего в Польшу, и продления его до германской границы.

Большая часть поставок в Германию была перенаправлена с маршрута через Украину, Словакию и Чехию на трубопровод с Ямала.

Польша и Россия получили равные доли в польском участке трубопровода «Ямал» и предположительно независимая компания с пятипроцентной долей была создана для придания равновесия. Однако поляки скоро обнаружили, что эта компания контролировалась русскими, и Варшаве пришлось немало постараться на дипломатическом фронте, чтобы исправить ситуацию. Тем не менее, в соответствии со взаимными договоренностями, российский газ, отправляемый по трубопроводу «Ямал», продаются немецким фирмам на границе с Германией.

Эффект клещей

Трубопровод «Северный поток», пропускная способность которого составит 55 миллиардов кубометров в год после завершения строительства второй очереди, это гораздо более важный шаг в сторону снижения зависимости от транзитного маршрута через Украину. В следующем году «Северный поток» также станет альтернативным маршрутом для поставок российского газа в Чехию, когда трубопровод «Опал», идущий от выхода трубопровода «Северный поток» на побережье Германии через территорию бывшей ГДР, будет соединен с недавно завершенным трубопроводом «Газелла» в Олбернхау. Маршрут трубопровода «Газела» проходит через германскую землю Саксония, через северную и западную Богемию, пересекает немецкую границу в городе Вайдхаус, где соединяется с газовым транспортным узлом.


Следующей стадией новой экспортной политики России является запланированный маршрут трубопровода «Южный поток». Если он будет построен, то пройдет из России под Черным морем через территориальные воды Турции, обойдя стороной территориальные воды Украины, и выйдет на берег в Болгарии, откуда через Сербию и Венгрию направится к транспортному узлу Баумгартен в Австрии, а там будет подключен к основным транзитным маршрутам в Германию, Францию и Италию, а также в Словакию и Чехию. Вместе «Северный поток» и «Южный поток» сформируют клещи, которые сократят традиционные маршруты поставок в Польшу, Словакию и на Украину, и, в меньше степени, в Венгрию.

Подробности: «Южный поток» удовлетворит энергетический голод Европы

Благодаря трубопроводу «Газела», Чехия станет единственной страной в Центральной и Восточной Европе, которая извлечет из альтернативного маршрута поставок преимущества.

Правительства бывших советских сателлитов в Центральной и Восточной Европе прекрасно осознают потенциальные политические и экономические риски от запуска новых экспортных каналов. Однако, каждая страна региона пытается справиться с новой газовой реальностью по-своему, хотя эта тема регулярно обсуждается на встречах «Вышеградской четверки» - Польши, Чехии, Словакии и Венгрии.

Варшава поддерживает разработку сланцевых месторождений газа в Польше – и за ее пределами – в надежде, что эти поставки станут значимым противовесом зависимости от российских газовых поставок. Польша также планирует построить СПГ терминал в порту Свиноуйсьце.

Подробности: «Северный поток» - бесполезная трата денег, но для Польши это неважно

Хотя Венгрия и подписалась на участие в российском проекте «Южный поток», власти страны надеются на реализацию поддерживаемого ЕС трубопроводного проекта Nabucco: в случае реализации этот трубопровод понесет газ из Азербайджана и, потенциально, Ирака, через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию в Баумгартен.

Украина в данный момент расширяет проекты разработки собственных запасов газа и ищет источники поставок в других государствах помимо России.

Последствия


Перезагрузка российской газовой политики несет ряд последствий для Чехии. Первое можно увидеть в проекте Государственной энергетической концепции, призывающем к крупномасштабному развитию атомной энергетики с целью добиться большей энергетической безопасности. Хотя и кажется, что «Северный поток» и «Газела» принесут стране лишь преимущества, неуверенность по поводу Украины остается, и призраки прошлых газовых кризисов еще не были изгнаны.

Еще по теме: Восточная Европа не у дел: СМИ об открытии «Северного потока»

Вторым следствием является положение Чехии в качестве страны-транзитера. Хотя автор этой статьи не знает подробностей нового контракта на транзит российского газа на период до 2035 года, можно с уверенностью сказать, что значительный объем транзитного газа будет переведен на маршрут трубопровода «Газела».

В этой связи будет интересно узнать, будут ли немцы или русские оплачивать транзит газа по трубопроводу «Газела» по территории Чехии. Предположительно газ для Германии будет покупаться на прибалтийском побережье Германии, но это необязательно относится к транзитному газу; возможно, что транзитный газ, пребывающий на чешскую территорию, будет российским, а спустя 150 километров в Вайдхаусе вновь чудесным образом будет превращаться в немецкий. Подобный сценарий поднимет важные вопросы по поводу нашего государственного суверенитета.

Важный поворотный момент

Еще один вопрос касается того, как будут использоваться более старые большие трубопроводы, идущие от украинской границы через Словакию до Чехии и дальше, к Германии. Этот маршрут, принадлежащий компании Net4Gas, очень важен для чешской газораспределительной сети, однако некоторые технологические элементы системы в данный момент убирают, как ненужные. Кроме того, германский гигант RWE не скрывает того факта, что собирается продать свою мажоритарную долю в Net4Gas.

Однако, если энергетические планы ЕС будут претворены в жизнь, трубопровод должен стать важной частью газораспределительной сети, охватывающей страны-члены ЕС, что позволит газу течь в любом направлении. Не хотелось бы упускать эту возможность, если Чехия превратится в тупиковый конец этой сети.

Таким образом, старт эксплуатации «Северного потока» отмечает важный поворотный момент для европейской газораспределительной сети и российского экспорта газа.

Хотя риски, ассоциированные с проектом, и сдвиг российской экспортной политики не представляют прямой угрозы Чехии, было бы преступно игнорировать стратегические интересы наших соседей, обнаруживающих себя в менее выгодном положении.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.