Вашингтон — В последнем докладе о (не)успехах американской внешней политики в уходящем 2011 году операция по свержению Муаммара эль-Каддафи и «демократизации» Ливии — наряду с ликвидацией Усамы бин Ладена в мае - отмечена в Белом доме как чрезвычайно важное достижение Обамы накануне предстоящей избирательной кампании.

Еще по теме: Линчевание Ливии


В связи с этим в некоторых публичных выступлениях (дебаты в Комитете Конгресса по международным отношениям) и отдельных анализах экспертов (Институт Брукингса, национальный телеканал PBS) упоминается и наша часть Западных Балкан. К счастью, без какого-либо непосредственного повода, а скорее как своего рода предупреждение и подтверждение успешности и эффективности стратегического хода, предпринятого нынешней администрацией «во избежание в Ливии» ошибок, допущенных командой Клинтона в 90-х годах в разрешении тогдашнего кризиса в Боснии и Косове.



В частности: Бараку Обаме (и его основным соратникам в этом деле, вице-президенту Джозефу Байдену и главе Госдепартамента Хиллари Клинтон), отдают должное, что во время интервенции в Северной Африке этим летом были продемонстрированы эффективные уроки, извлеченные из «медленной, неэффективной и запоздалой расправы с Милошевичем и его силами на начальном и конечном этапах войны в бывшей Югославии».

Читайте еще: Гаагский суд займется предполагаемыми преступлениями НАТО в Ливии

В этом контексте особо указывается на эффективность и, вообще, значение новой доктрины Обамы, в соответствии с которой Соединенные Штаты, не выпячиваясь, «из-за кулис руководили» интервенцией союзнических ВВС НАТО в Ливии, опираясь на поддержку резолюции Совета Безопасности и непосредственную помощь большинства стран Лиги арабских государств. И все это в придачу к выводу, что такой вариант должен в будущем стать стандартным рецептом других возможных операций в разных точках мира.

Эту концепцию на днях публично представил конгрессменам заместитель госсекретаря Филипп Гордон. «Если в свое время НАТО потребовалось три года, чтобы согласовать интервенцию в Боснии и Герцеговине, и год для операции в Косове, то в этот раз после мандата Совета Безопасности Альянс всего за десять дней начал операцию в Ливии. Разумеется, наш успех в Ливии не может стереть шрамы с Балкан, но он показывает, как уроки, извлеченные из тех предыдущих трагедий, помогают формированию нынешней политики США», - сказал он по этому случаю.

Еще по теме: Аудиторское заключение войны в Ливии

Филипп Гордон, возглавляющий сектор по европейским и евразийским делам в администрации Обамы, в этом качестве исполнил в Конгрессе все еще актуальную мантру, что «нельзя говорить о совершенно свободной, демократической и мирной Европе, пока не завершено дело, начатое на Западных Балканах». В этом контексте в качестве положительного примера он привел Хорватию («региональный лидер в европейской и евро-атлантической интеграции»), а также Черногорию (особо подчеркнув «значительное участие в операциях НАТО по поддержанию мира»), поставил пару плюсов и Македонии, напомнив о заинтересованности США в скорейшем разрешении давнего спора между Скопьем и Афинами по поводу международно признанного названия этого государства.

С другой стороны, Боснии и Герцеговине посвятили большую часть этого доклада, отметив, что в течение последних лет после Дейтона «она сделала конструктивный вклад в обеспечение международного мира и стабильности». Создается впечатление, что непосредственным поводом для похвалы был только что завершившийся двухлетний мандат Боснии и Герцеговины в Совете Безопасности, во время которого - согласно оценке, озвученной в Конгрессе - Сараево «оказывало последовательную поддержку приоритетам США, в том числе важным резолюциям по Ливии и Сирии, при значительной помощи международным миротворческим миссиям НАТО в мире, среди прочего, задействованием их пехотных подразделений в Афганистане».



Однако потом Гордон очень раскритиковал продолжающееся «отсутствие функционирующих институтов в Боснии и Герцеговине», подчеркнув, что Соединенные Штаты остаются привержены основным принципам Дейтонского соглашения - одна страна, две национальности, три конституционных народа. Выражая озабоченность по поводу «старых вызовов» этим постулатам, он по этому вопросу был крайне конкретен: «Отдельные лица в Баня-Луке дискредитируют авторитет Высокого представителя и пытаются препятствовать тем реформам, которые принесли европейскую перспективу Боснии и Герцеговине. Мы поддерживаем децентрализованные руководящие структуры, созданные в Дейтоне, в соответствии с которыми Республика Сербская есть и должна оставаться составной частью Боснии и Герцеговины. Такая структура была фундаментом мира в последние 16 лет ... Мы поддерживаем Высокого представителя Соренсена и его решения, и мы по-прежнему готовы принять меры в отношении лиц и организаций, которые угрожают государственной стабильности, суверенитету и территориальной целостности Боснии и Герцеговины».

Читайте еще: Косово: годовщина натовских бомбардировок

Что касается Сербии, Соединенные Штаты Америки (в отчете Гордона) поприветствовали прогресс властей в Белграде во «внутренних реформах, необходимых для вступления в ЕС», в сотрудничестве с Гаагой, а также в «усилиях по налаживанию отношений с некоторыми соседями». Этот последний пункт был выделен как самый главный: ясно повторяется известное требование (с напоминанием, что это позиция и европейских союзников), что Сербия «должна посмотреть в лицо реальности независимого, многонационального Косова на своей границе». За этим сразу же последовало осуждение Белграда из-за «финансирования и содержания силовых и других структур» на севере Косова - с заключением, что все это, в том числе введенное недавно эмбарго на экспорт косовских товаров в Сербию, является «нарушением резолюции 1244 Совета Безопасности».

В обращении к конгрессменам помощник госсекретаря особо подчеркнул важность позиции Вашингтона относительно того, что, по его словам, представляет для Соединенных Штатов «ключевой вопрос в Косове». В частности, на эту тему он сказал следующее: «Не существует способа перенести границы в этом регионе по этническому признаку. Разделение и обмен территориями, как таковые, являются неприемлемым решением. Если бы такой процесс был запущен, не было бы никакой возможности удержать его только на одной границе, равно как и завершить его мирно. Любая риторика, которая призывает к разделению Косова и ставит под вопрос способность сосуществования разных национальностей, вредит урегулированию и препятствует усилиям международного сообщества спасти этот регион от жестоких конфликтов 90-х годов».

Еще по теме: Ливия и Косово

Гордон в этой связи отметил «существенный прогресс» в укреплении политических институтов и выполнении многих из своих международных обязательств Приштины за последние три года. «Косову необходимо продолжить развивать и укреплять свое государство, поддерживать его многонациональные и демократические институты», сказал он по этому случаю, подчеркнув напоследок, как особо важную «готовность ЕС в ближайшее время начать диалог о либерализации визового режима с Косово, как важный и конкретный шаг к дальнейшему открытию евро атлантической перспективы для Косова».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.