Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немецкие физики открывают Ван Гога

© Фото : Van Gogh Gallery Автопортрет Винсента Ван Гога
Автопортрет Винсента Ван Гога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкие ученые помогли голландским искусствоведам точно установить подлинность одной из картин Винсента Ван Гога, авторство которой считалось спорным. В октябре 2010 года международный коллектив ученых в крупнейшем в Европе исследовательском центре по физике в Гамбурге применил для анализа натюрморта совершенно новый спектроскопический метод – так называемый макро-рентгенофлуоресцентный анализ.

Немецкие ученые помогли голландским искусствоведам точно установить подлинность одной из картин Винсента Ван Гога, авторство которой считалось спорным.

 

Сомнения в том, что автором «Натюрморта с полевыми цветами и розами» является не Ван Гог, возникли еще в 1974 году, когда частный коллекционер собирался продать картину за границу. Чтобы «народное достояние» не ушло в другие страны, полотно приобрел, отбросив все сомнения, расположенный неподалеку от нидерландского городка Оттерло Музей Крёллер-Мюллер (он назван в честь Елены Крёллер-Мюллер, известнейшего коллекционера довоенного времени, которая одной из первых по достоинству оценила гениальность Ван Гога).

 

И все же, повесив натюрморт в музее, его сопроводили табличкой, что работа лишь приписывается Винсенту Ван Гогу и, возможно, принадлежит кисти «неизвестного мастера конца 19 века». Дело в том, что холст был непривычно большим для постоянно нуждавшегося в деньгах и вынужденного экономить Ван Гога. Кроме того, большинство экспертов полагали, что такое нагромождение красок совершенно нетипично для художника: в вазе стоят и рядом с ней лежат ромашки, васильки, незабудки, маки, розы и другие цветы.

 

На помощь приходит рентген

 

Но в 1998 году гамбургские ученые, сделав рентгеновские снимки картины, обнаружили, что натюрморт написан поверх изображения двух борцов. О них (в отличие от пышного букета) мастер упоминает в одном из писем к своему брату Тео: он писал полуобнаженных борцов в Антверпенской академии художеств. Тем не менее, сомнения оставались (в том числе и потому, что подпись художника стоит на картине в правом верхнем углу – непривычном для Ван Гога месте).

 

И только в октябре 2010 года международный коллектив ученых в крупнейшем в Европе исследовательском центре по физике частиц DESY в Гамбурге применил для анализа натюрморта совершенно новый спектроскопический метод – так называемый макро-рентгенофлуоресцентный анализ. Этот метод позволил с помощью компьютера реконструировать во всех деталях изображение, поверх которого написана другая картина. Для этого исследователи использовали кольцевой ускоритель частиц DORIS III.

 

Косвенные доказательства

 

Кроме того, исследователи стали тщательно собирать различные косвенные доказательства. Для этого пришлось совершить путешествие в историю создания картины. Оказалось, что вскоре после поступления в 1886 году в Королевскую академию художеств в Антверпене Ван Гог жаловался в письме к брату, что учителя заставили его приобрести большой холст и новые кисти. А немного позже он сообщил: «На прошлой неделе написал большую вещь с изображением двух борцов с обнаженными торсами».

 

Большие холсты были стандартом в Академии художеств Антверпена. Кроме того, сложный анализ позволил обнаружить пигменты красок, которые в то время использовал Ван Гог. И, наконец, можно было увидеть типичный для мастера характер мазка, чего не было видно на рентгеновских снимках 1998 года.

 

Но почему натюрморт с цветами не упоминается ни в одном из писем к Тео? Исследователи сделали заключение, что Ван Гог взял картину с борцами с собой, когда перебрался к брату в Париж. Там он через несколько месяцев и написал свой «Натюрморт с полевыми цветами и розами» поверх прежней картины. А столь несвойственная Ван Гогу пышность цветов оказалась необходимой, чтобы борцов не было видно. Ведь Ван Гог, в отличие от других художников, не счищал с холстов прежние изображения и не грунтовал холсты заново. Он просто писал новую картину поверх старой. Так что Музей Крёллер-Мюллер не прогадал, и теперь старую табличку с «неизвестным мастером» сменила другая - с одним только именем великого Ван Гога.