В день столетия со дня крушения «Титаника» мы представляем вашему вниманию новостную заметку, которая вышла в свет 18 апреля 1912 года в польской газете «Głos Warszawski», - прочитав ее можно понять, сколь сильное впечатление произвела катастрофа на современников.

Точные и подробные известия о крупнейшей морской катастрофе нашего времени ожидаются в Нью-Йорке лишь завтра, когда в порт должно придти судно «Карпатия», везущее на своем борту спасенных жертв кораблекрушения. Вся поступавшая раньше информация была получена посредством беспроводного телеграфа с нескольких кораблей, оказавшихся поблизости от места катастрофы. Дополненная данными из управления компании White Star Line о находившихся на судне пассажирах, она позволяет представить, что бедствие имело поистине чудовищные размеры. Ирония судьбы уготовала гибель самому большому из ныне существующих пассажирских судов, являющему собой воплощение новейшей морской техники, комфорта и гарантий безопасности, управлявшемуся помимо того одним из лучших капитанов английского торгового флота.

Представляется, однако, что не одна только слепая судьба привела к катастрофе. В ней можно обнаружить определенную логику. Судоходные пассажирские маршруты, соединяющие Америку и Европу, перевозят самых богатых людей в мире, американских миллиардеров и миллионеров, которые любят хорошо платить за то, чтобы их обслуживали, как королей. Конкурирующие же за этих богатых пассажиров компании стараются превзойти друг друга в комфорте, скорости и… рекламе.

«Титаник» был высшей точкой этой конкуренции. Он был последним словом судового комфорта: 46 тысяч тонн водоизмещения, бани, плавательные бассейны, теннисные корты, театр, кафе – и все это предназначалось для того, чтобы богатый пассажир мог позабыть, что он в море, чтобы в течение пяти дней пути он не чувствовал недостатка ни в чем, чем он разнообразит свою жизнь на суше… Спущенный на воду в окружении огромной рекламной шумихи, «Титаник» отправился в свое первое плавание, везя на борту такую публику, которая сама по себе делала компании рекламу. Необходимо было показать, что судно превосходит другие не только по комфорту, но и по своей быстроходности. Несмотря на неблагоприятный весенний сезон, несмотря на то, что этой весной в Северной Атлантике было необычайно много плавучих айсбергов, капитан Смит получил распоряжение побить рекорд скорости: он должен был поплыть самым коротким северным путем и нестись на всех парах, не обращая внимания на туманы, которые в тех водах опускаются особенно часто.

И как раз в густом тумане морской гигант ударил со всей своей силы в айсберг и разбился. Пассажиры «Титаника», покоящиеся сейчас на дне Атлантического океана, пали жертвой сумасшедшей транспортной конкуренции. Впрочем, заплатит за нее и компания White Star Line: не только потому, что в результате катастрофы она понесла гигантские убытки, но и потому, что она на долгое время, несомненно, оттолкнула от себя путешествующую публику.

Катастрофа произошла в ночь с воскресенья на понедельник в 10 часов 25 минут по нью-йоркскому времени (около 5 утра по варшавскому времени) на 41 градусе 46 минутах северной широты, 50 градусах 14 минутах западной долготы, на расстоянии 300 морских миль от американского мыса Рейс и порта Галифакс. […]

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.