Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шостакович не захотел покидать Россию, как многие его коллеги. Ему пришлось испытать на себе произвол гнетущего режима, установившегося с приходом к власти Сталина и оставлявшего мало пространства для индивидуального творчества и чувств артиста, над головой которого навис Дамоклов меч обвинения в формализме.

Тематическая программа, полностью посвященная одному из величайших композиторов двадцатого века Дмитрию Шостаковичу (Санкт-Петербург 1906 — Москва 1975), была избрана дирижером Юрием Темиркановым для первой из двух недель привычного весеннего симфонического сезона в нашей стране.

Любопытство публики особенно подогревалось тем, что, как было известно, в один вечер будут исполняться очень разные произведения композитора, который не захотел покидать Россию, как многие его коллеги. Ему пришлось испытать на себе произвол гнетущего режима, установившегося с приходом к власти Сталина и оставлявшего мало пространства для индивидуального творчества и чувств артиста, над головой которого навис Дамоклов меч обвинения в формализме.

В сталинский период подобные обвинения часто оборачивались чисткой, сибирской ссылкой, лишением прав на работу и невозможностью выжить. Чтобы выжить, приходилось приспосабливаться к советским эстетическим канонам реализма, которые продвигал Жданов, влиятельный «идеолог» партии. Он вершил судьбами таких композиторов как Прокофьев и Хачатурян и многими другими из Союза композиторов. Те, кто остались, были вынуждены льстить режиму своими произведениями, писать гимны, восхваляющие величие тирана, его сельскохозяйственные планы, его сумасшедшие идеи создания нового колхозного строя по капризу деспота. Значительность произведения искусства часто зависела от смелости композитора. Не был исключением и Шостакович, который, безусловно, не был героем, а если бы он им был, то его имя исчезло бы на десятилетия. Он должен был приспосабливать свое искусство к требованиям действительности, но от этого он не перестал быть одним из самых блестящих музыкантов эпохи.

Об этом свидетельствует  кантата «Песнь о лесах», написанная в 1949 году на тексты Евгения Долматовского. Она названа ораторией, но этот термин больше подходит для священных песнопений. Это грандиозное произведение, для исполнения которого требуется большой оркестр, тенор, бас, хор мальчиков и большой смешанный хор.  «Песнь о лесах», сочиненная для восхваления политики советского правительства в области окружающей среды, разделена на шесть частей: Когда окончилсь война; Оденем Родину в леса; Воспоминания о прошлом; Пионеры сажают леса; Комсомольцы выходят вперед; Будущая прогулка; Слава. Конечная кантата Слава — торжественный апофеоз в излюбленном режимом стиле, она занимает треть всей композиции. Естественно, после смерти Сталина комсомольцы Сталинграда стали просто комсомольцами, а все старые отсылки к диктатору были уничтожены. В Кантате проявилось богатство музыкальных идей, она включает многие разработанные с редким мастерством народные песни эпохи, в основном она создает хорошее праздничное  настроение, оптимистичное и веселое. Совсем другого Шостаковича мы слышим в первой части программы, в выбранном Темиркановым концерте номер 1, опус 77 для скрипки в четырех частях: ноктюрн, скерцо, пассакалья и бурлеска. В этом произведении дебютировала в Риме блестящая грузинская скрипачка Лиза Батиашвили, удостоившаяся в шестнадцать лет второй премии на  Международном конкурсе скрипачей имени Сибелиуса в Хельсинки. Ее игра отличалась страстью и самозабвением, нежностью и порывом.

Ставшая звездой международного уровня, артистка выступала с такими дирижерами как Ашкенази, Дютуа, Эшенбах и Зубин Мета. Концерт Шостаковича, написанный для исполнения Давида Ойстраха, дает солисту большой простор для интерпретации, особенно в большой каденции, чрезвычайно трудной для исполнения, но очень приятной для слуха, которая  объединяет Пассакалью и Бурлеску.