Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Магия визуальных алфавитов

© РИА Новости Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкНаладка нового печатного комплекса типографии газеты "Московский комсомолец"
Наладка нового печатного комплекса типографии газеты Московский комсомолец
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своей знаменитой речи перед выпускниками университета в Стэнфорде основатель фирмы Apple Стив Джобс рассказал, как он посещал курс каллиграфии: «По всему кампусу каждое объявление, каждый плакат бы написан от руки прекрасными каллиграфами». Когда Стив Джобс начал проектировать свой первый компьютер Macintosh, он решил снабдить его обширной гаммой типографских шрифтов, что стало первой революцией в этой области.

В первый раз с 1993 года я вынуждена была дать отдых моей компьютерной мышке. Я не создала ни одной карты для издания журнала Limes «Для чего нужна демократия?», а также для особого приложения «Средства массовой информации как оружие».

Эта длительная пауза возникла из-за перелома моей левой ноги. Жизнь кажется странной без выбросов адреналина во время выпусков, истечения типографских сроков, исправлений в последний момент. Во время этого перерыва я просмотрела старые книги по графике,  перелистала первую приобретенную мной книгу «Буква и образ» Массина (Massin), переработанное издание, вышедшее в издательстве Editions Gallimard в 1993 году. В этой забавной книге приводятся многие примеры визуальных алфавитов, когда буквы составлены из рисунков предметов или людей.

«Это книга любви, книга дружбы. Автор принадлежит к Обществу защитников алфавита...»

Начинается она так: «На древней земле, насчитывающей миллиард лет, человек появился два миллиона лет тому назад, а письмом он пользуется только шесть тысячелетий. Два или три миллиона лет тому стали создаваться самые примитивные орудия труда, примерно четыреста тысячелетий назад наши предки научились добывать огонь. Кроме того, надо понимать под письмом форму рисунка, которая ведет начало от наскальных изображений, первые из которых появились примерно шестьдесят тысячелетий тому назад. Даже считается, что рисунок предшествовал артикуляции звуков».

Моя первая мысль возвращается к наскальным образам. Люди стараются запечатлеть в камне свою историю, изображая свои действия. Очень трогательно думать, что в тяжелой жизни примитивного человека уже существовал толчок к творчеству. Много времени спустя египтяне показали нам замечательный пример, создав иероглифы. В хаотическом музее Каира, рассматривая различные экспонаты, статуи, муммии, я убедилась, что их цивилизация была настоящим чудом, высшего порядка, из другого мира.

Но вернемся к нашим одушевленным буквам: некоторые очень знамениты, как алфавит Ertè, представляющий собой двадцать шесть изысканных и детальнейших рисунков, прекрасное выражение арт-деко.

Но есть и многие другие, может быть, не столь знаменитые, но тоже прекрасные и полные юмора: например буквы в виде  изящно изогнувшихся кошек.

Когда я рисую карты для  Limes, я стараюсь  претворить в знаки концепции авторов. Правильное сочетание надписей и рисунков очень помогает восприятию. У визуального алфавита похожая цель: вызвать в памяти действие или объект через буквы алфавита.

Смешивать, сплавлять, перерабатывать -  творчество не знает пределов.

Конечно,сегодня очень просто печатать рисунки, исполъзуя графические программы, но еще несколько лет тому назад каждый рисунок должен был трансформироваться в матрицу и потом в свинцовые изображения. Иначе его нельзя было напечатать ни в какой публикации. Эти операции были очень трудоемкими, каждая ошибка приводила к потере многих часов работы.

В своей знаменитой речи перед выпускниками университета в Стэнфорде основатель фирмы Apple Стив Джобс рассказал, как он посещал курс каллиграфии: «По всему кампусу каждое объявление, каждый плакат бы написан от руки прекрасными каллиграфами. Так как я забросил официальные курсы, я решил записаться в класс каллиграфии, чтобы научиться так писать. Именно там я научился шрифтам serif и san serif, научился различать  пропуски, которые разделяют различные комбинации букв, всему тому, что делает прекрасной типографскую печать. Это было чудесно, такого наука предложить не могла, потому что в этом было художество, красота, история, и я был абсолютно очарован».

Когда Стив Джобс начал проектировать свой первый компьютер Macintosh, он решил снабдить его обширной гаммой типографских шрифтов, что стало первой революцией в этой области.

От курса по каллиграфии до персонального компьютера  Macintosh — это настоящее чудо.

Конечно, не все можно спроектировать с помощью  компьютера  Macintosh. Первая искра замысла всегда нуждается в бумаге и карандаше, но после первого наброска с помощью графического планшета любой рисунок можно сделать с помощью компьютера, чему пример - алфавит с музыкантами, приведенный ниже. Конечно, это не алфавит Erté, а также не готический и средневековый шрифт, но с помощью хорошего сканнера... тоже встроенного в Mac, он может стать таковым.