На первый взгляд, повестка саммита НАТО выглядит амбициозной и исчерпывающей. Она включает в себя все, что угодно - от последствий для оборонных бюджетов финансовых кризисов в отдельных странах до уроков успешной операции в Ливии. Она затрагивает едва ли не все вопросы, которые можно себе представить - стратегию выхода из Афганистана, проблематику отношений с Азией, безопасность киберпространства. При этом в ней отсутствует один ключевой для будущего альянса вопрос - об отношениях между НАТО и Россией.

В конце марта генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) объявил об отмене саммита Совета НАТО-Россия, который должен был проходить одновременно с саммитом НАТО. В официальном объяснении говорилось о «проблемах со временем… из-за крайне загруженного политического календаря в России». На прошлой неделе президент Владимир Путин отменил свою поездку на саммит «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвид.

Каковы бы ни были причины этого решения, не секрет, что в последнее время отношения между Россией и НАТО оставляют желать лучшего. Это плохо. Несмотря на недавние трения, сейчас - смое время трансформировать исторически напряженные отношения между Россией и НАТО.

Читайте также: Что стоит за решением Путина не посещать саммит «Большой восьмерки»

С 1997 года, когда Россия и НАТО заложили основы будущего сотрудничества во имя безопасности, отношения между сторонами оставались хрупкими. Разумеется, первый срыв произошел, когда НАТО предложила членство Польше, Литве, Латвии и Эстонии - странам, граничащим с Россией, - а также Чехии и Словакии.

Россия, которая в то время была крайне уязвима, почувствовала себя глубоко оскорбленной: получилось, что она мирно отказалась от борьбы сверхдержав только для того, чтобы в итоге ее недавний враг включил бывшие советские республики в альянс, в котором преобладающую роль играют США. Российские «ястребы» были готовы к военному ответу, однако стремление президента Бориса Ельцина и его сторонников преобразовать страну возобладало, и российская власть сконцентрировалась на внутренних проблемах.

А проблем было много. В 1990-х годах аналитики опасались, что сама Россия расколется и будет охвачена межэтнической рознью и гражданской войной. Они говорили, что переход от командной экономики к рыночной может оставить многих без работы и повергнуть в безнадежную нищету; что в униженной и потерпевшей поражение стране могут появиться ультранационалистические лидеры, которые, могут оказаться даже хуже коммунистических бюрократов. Они также опасались распространения по свету примерно 40 000 ядерных бомб с плохо охраняемых и незащищенных складов.

Также по теме: Военная разведка Израиля сообщила о возможном соглашении с Россией

Эксперты говорили о четырех революциях, которые одновременно произошли в России: в экономике, во внутренней политике, во внешней политике и в психологии российского народа. Оставалось только гадать, справится ли страна с такими вызовами своим институтам, образу мыслей, национальной идентичности и социальному устройству.

Перемены к лучшему, которые произошли в России за последние 20 лет, можно назвать настоящим чудом, и они действительно способны служить новой основой для отношений между Россией и НАТО. Благодаря разумному поведению Михаила Горбачева, Ельцина и других политиков, холодная война закончилась мирно. Хотя Россия еще не придала своим экономическим структурам новую форму, она достаточно серьезно реформировала свою экономику, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию и создать растущий средний класс, который демонстрирует вкус к демократии.



С помощью Программы по совместному снижению угрозы Россия деактивировала более 7500 единиц ядерного оружия и обезопасила 24 ядерных объекта. Еще важнее для будущего сотрудничества то обстоятельство, что Соединенные Штаты и Россия уничтожали ядерные вооружения одновременно и в условиях прозрачности, о которой трудно было мечтать даже в Рейкьявике, когда Рональд Рейган и Горбачев говорили о ядерном разоружении.

Читайте также: Россия грозит ударом по натовским объектам ПРО

Конечно, нельзя закрывать глаза на российскую политическую коррупцию, на запугивание журналистов, на воинственное поведение России в отношении соседних стран. Однако если НАТО включила после Второй мировой войны в свои ряды таких бывших врагов, как Западная Германия и Италия, нет никаких причин считать, что Россия не может также вступить в альянс - особенно сейчас, спустя два десятилетия после окончания холодной войны.

На пути полноценного членства России в НАТО стоят два основных препятствия: отсутствие стратегического соглашения с США по противоракетной обороне и плохие отношения с восточноевропейскими странами, некогда бывшими советскими сателлитами. Оба эти препятствия будет непросто преодолеть - речь идет о странах с долгой историей и еще более долгой памятью. Однако, судя по некоторым признакам, урегулирование все же возможно.

Сущность разногласий по противоракетной обороне заключается в следующем: США и НАТО хотят развернуть в Европе систему защиты от баллистических ракет, чтобы иметь возможность уничтожить любые ракеты с ядерными боеголовками, которыми Иран потенциально может попытаться нанести удар по Европе или США. Россию между тем тревожит, что развертывание этой системы может на деле оказаться направленным против ее ядерного арсенала, что сделает ее оборону крайне уязвимой. США уверяют, что ПРО направлена против Ирана, а не против России.

Также по теме: России и НАТО не удалось сблизить позиции по ПРО

Москву так беспокоит дестабилизирующий эффект новой системы, что на прошлой неделе начальник российского генерального штаба генерал Николай Макаров даже заявил, что Россия рассматривает вопрос о превентивном уничтожении европейской системы противоракетной обороны, так как она будет угрожать российскому потенциалу ядерного сдерживания.

В ходе дискуссии между Центром по международной безопасности и сотрудничеству Стэнфордского университета и Комитетом ученых за международную безопасность при Российской академии наук российские эксперты и бывшие американские чиновники пришли к выводу о том, что планы США по противоракетной обороне в своем нынешнем виде, действительно, угрожают российской способности нанесения ответного удара.

Они сочли эти планы угрожающими, несмотря на то, что проектируемая США система с 5-ю сотнями противоракет морского и наземного базирования, которые предполагается разместить в европейских странах, по-прежнему неспособна отличать ядерные боеголовки от ложных целей и прочего мусора. Согласно докладу, подготовленному в сентябре 2011 года Научным советом Министерства обороны США, и последнему докладу Национальной академии наук США, подобное несовершенство европейской системы делает американскую ПРО практически бесполезной.



В марте дискуссии между американскими и российскими экспертами по противоракетной обороне сконцентрировались вокруг проекта менее масштабной но, возможно, более эффективной системы противоракетной обороны –  на идее Передовой активной обороны, предложенной экспертом по ракетам из Массачусетского технологического института Тедом Постолом (Ted Postol). Каким бы ни был исход разработки этой системы, американско-российское техническое сотрудничество вполне может помочь сторонам избавиться от тех препятствий интеграции России и НАТО, которые связаны с противоракетной обороной.

Читайте также: Необходимо выгнать Росссию из «Большой восьмерки»

Что касается второго препятствия, то Восточная Европа постепенно забывает о советском господстве - по мере того, как в мире, свободном от холодной войны, рождаются новые поколения. Польша, Словакия, Чехия, страны Прибалтики развивают свои экономики и интегрируются в мировое сообщество. Это приглушает враждебность, связанную с воспоминаниями о советском господстве.

Более того, в регионе, вероятно, будет расширяться сотрудничество в области энергетики, включая ядерную. Это должно породить здесь новое ощущение партнерства. Переход этого коммерческого партнерства в доверительное, что необходимо для официального вступления России в НАТО, будет делом непростым. Однако, альтернатива этому - только политическая напряженность, отвлекающая регион от долгосрочных – и вполне реальных – проблем распространения ядерного оружия, экономической стагнации и отсутствия энергетической безопасности.

Так как НАТО продолжает свое глобальное расширение, альянсу явно следует пригласить в свои ряды самого крупного и сильного соседа. Россия обладает современными военными технологиями, и уже сейчас ее военные участвуют в программах по обмену опытом с американцами. Военно-промышленная инфраструктура России может дать НАТО возможности, которых у альянса сейчас нет, и которые он уже не меньше 20 лет пытается получить от своих европейских партнеров.

Пора признать, сколь многого добилась Россия меньше, чем за одно поколение, какой большой вклад она может внести в военный потенциал НАТО, и как сильно полноценное сотрудничество с ней способно укрепить мировую безопасность, если она, наконец, будет принята в НАТО.

Кеннетт Бенедикт – исполнительный директор Bulletin of the Atomic Scientists – журнала, основанного в 1945 году учеными из «Манхэттенского проекта», чтобы информировать общество об опасностях, связанных с ядерным оружием, и прочих катастрофических угрозах человечеству. С 1992 года по 2005 год она руководила программой по международному миру и безопасности в Фонде Джона и Кэтрин Макартур (John D. and Catherine T. MacArthur Foundation). Она также создала и руководила программой фонда по бывшему Советскому Союзу с 1992 года по 2002 год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.