Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вернем себе юбилей

Сейчас это слово стало синонимом для парада привилегий. Однако его древнее значение было радикальным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одно из самых внушительных достижений придворных кругов в связи с бриллиантовым юбилеем королевы - это плотный занавес, опустившийся между никому не подотчетным богатством, воплощенными в монархии, и ужесточающимися неравенством и несправедливостью, которые ощущают те, кому досталось основное бремя «периода экономии». Однако подо всеми этими лодками и флагами погребено другое значение понятия «юбилей», обладающее собственной историей и собственным контекстом.

Одно из самых внушительных достижений придворных кругов в связи с бриллиантовым юбилеем королевы - это плотный занавес, опустившийся между влиянием, властью и никому не подотчетным богатством, воплощенными в монархии, и ужесточающимися неравенством и несправедливостью, которые ощущают те, кому досталось основное бремя «периода экономии».

Сейчас мы как будто буквально живем в параллельных мирах. Ничто так наглядно не демонстрирует это, как злоупотребление словом «юбилей». Красочные торжества этих выходных превратили это слово в синоним парада наследственных привилегий. Людей зовут на улицы восхвалять тех, кто всегда будет жить в блестящей изоляции от народа.

Однако подо всеми этими лодками и флагами погребено другое значение понятия «юбилей», обладающее собственной историей и собственным контекстом. Оно не только на много веков старше современного парадного значения, но и подразумевает нечто противоположное поклонению богатым и знаменитым. Речь идет о древней еврейской традиции выравнивания земельных и имущественных прав после семи «субботних годов».

Этот библейский юбилей также послужил источником стремления Иисуса и ранних христиан быть на стороне бедных и обездоленных, а не представителей власти. «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», - основа того, что мы называем Господней молитвой. Позднее эта фраза была «обезврежена», превращена в «прости нам грехи наши». Это сделало проступки сугубо личным делом, далеким от грубых реалий экономической и политической несправедливости.

Эта перемена, так же как и забвение подрывных требований Торы с ее юбилейными годами передела, была выгодна тем, кто хотел превратить христианство (и религию как таковую) в инструмент истеблишмента и средство сохранения статус-кво.

Королевские юбилей был создан как повод для принятия, персонализации и ритуализации наиболее явных политических и экономических барьеров в нашем обществе. Это означало не просто отрицание исходного подрывного символизма понятия «юбилей», но и полный пересмотр ожиданий. Неравенство сейчас воспринимается как норма, какой бы вред оно ни наносило нашей общей человеческой природе.

Ученые спорят о том, до какой степени воплощались в жизнь библейские предписания о земельной реформе и перераспределении богатств в юбилейный год. В древнем Израиле тоже были люди, основным занятием которых было мешать любым уравнительным мерам. Библеист Уолтер Брюггеманн (Walter Brueggemann) говорит о «двух траекториях» в еврейских писаниях. Одна из них - это централизаторская, стяжательская монархическая традиция. Вторая - радикальное народное и пророческое движение. Именно вторая тенденция проявилась в произнесенных в честь будущего рождения Иисуса словах Марии, о том, что Бог «низложил сильных с престолов».

Библейский юбилей - это не некое смутное историческое понятие, которое можно записать в рубрику «религия» и забыть. В последнее время люди, придерживающиеся самых разных верований и не придерживающиеся никаких, пользуются уравнительным языком юбилея, борясь за отмену долгов и искоренение бедности. Кампания за долговой юбилей (Jubilee Debt Campaign) продолжает проливать свет на уклонение от налогов, спекулятивные финансовые сделки и произвол корпоративного капитала.

Интересно, что британские церкви предпочитают не вспоминать о своих связанных с радикальным понятием юбилея корнях и вместо этого делают коллективные отрепетированные реверансы перед королевской властью. Они забывают, что, согласно их собственным Библиям, монархия была основана вразрез с выраженной пророками волей Бога. Пророки предупреждали, что это приведет к неправомерному поклонению власти, экспроприации богатства, созданию постоянных армий и введению тяжких налогов. Похоже, они были правы.

Однако всегда остается возможность остановиться и повернуть в другом направлении. В период масштабного финансового кризиса нам нужна «экономика юбилея», которое поставит богатство под контроль обычных людей, а не наоборот. Кроме того, нам нужны торжества, демонстрирующие необходимость строить жизнь для всех, а не для немногих.