Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявление будущего министра финансов Младжана Динкича о том, что государственная казна пуста, и что без новых заимствований денег на зарплаты и пенсии хватит только до следующего месяца, не только вызвало тревогу у бюджетников, но и разделило экспертов. Как один из способов наполнения казны Динкич упомянул возможность перенаправить российский кредит, выданный под реконструкцию железных дорог, на бюджетную поддержку. Это, однако, не так уж и просто.

Белград — Заявление будущего министра финансов Младжана Динкича о том, что государственная казна пуста, и что без новых заимствований денег на зарплаты и пенсии хватит только до следующего месяца, не только вызвало тревогу у бюджетников, но и разделило экспертов. Как один из способов наполнения казны Динкич упомянул возможность перенаправить российский кредит, выданный под реконструкцию железных дорог, на бюджетную поддержку. Это, однако, не так уж и просто, так как нужно будет договариваться с Россией о новом назначении кредита, а это может быть очень трудной задачей, учитывая, что выгодные условия русские предложили, так как рассчитывают на то, что в реконструкции железной дороги и закупке новых локомотивов и и вагонов будут задействованы их компании.

По мнению преподавателя факультета экономики Милейка Арсича, который был членом Экономического совета бывшего премьер-министра, "ситуацию с государственным бюджетом драматизируют для того, чтобы создать пространство для таких маневров как увеличение НДС"

«С точки зрения хорошей бюджетной политики неприемлемо, чтобы текущие платежи финансировались за счет кредита, который вынуждены будут погашать следующие поколения. Гораздо больший эффект имела бы отмена Закона о фискальной децентрализации, который лоббировал как раз Динкич, и благодаря которому некоторые доходы поступают местным органам власти, при этом у них нет никаких обязательств и, как результат, бюджет в конце года беднеет на около 40 млрд. динаров. Если сейчас этот закон отменить, или передать местным органам некоторые обязательства, что было бы настоящей децентрализацией, это увеличило бы государственные доходы в последнем квартале на 10 млрд. Динаров», - объясняет Арсич и добавляет, что утверждение о том, что нет бюджетного резерва, как минимум некорректно, ведь эксперты прекрасно знают, что государственная казна и у нас, и в других странах, наполняется из текущих пополнений.

Он прогнозирует снижение запланированного роста зарплат и пенсий, отмечая, что все будет сведено только к "определенной степени выполнения обязательств", и добавляет, что значительная экономия может быть достигнута посредством отмены многих непродуктивных субсидий. «Несправедливо, когда деньги всех граждан дают на пользование только некоторым предпринимателям или иностранцам. А инициатором таких привилегий, которые являются одной из причин дефицита бюджета, был тот же Динкич», -  говорит наш собеседник.

Тем не менее, сотрудник Института рыночных исследований, Саша Джогович, утверждает, что предыдущее правительство убаюкивало общественность сказкой, за которой скрывали серьезность ситуации, в которой находится экономика страны.

«Хорошо, если новая власть прекратит эту практику и с самого начала будет строить честные отношения с общественностью. Таким образом заявление Динкича я вижу как желание ознакомить граждан с реальной ситуацией и точно сказать, какие меры в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе могут принести результаты. Очевидно, что из-за давления на бюджет неизбежны новые долги, и хотя на первый взгляд идея использовать русский кредит, выделенный под инфраструктуру, на поддержку бюджета, выглядит не очень привлекательно, это все же лучше, чем брать новые обязательства перед банками, у которых гораздо более высокие процентные ставки», - считает Джогович .

Он добавил, что параллельно следует настаивать на новой договоренности с МВФ, попросить его о макроэкономической поддержке за взятые обязательства, провести существенные реформы налоговой, пенсионной и судебной системы, государственного управления и здравоохранения. Если осенью примут новый закон о государственных закупках, который подразумевает значительную экономию средств, общественность увидит, что, несмотря на новый долг, дела идут на поправку, а для инвесторов это будет означать, что риск страны для бизнеса снизился.

«В начале следовало бы провести ревизию сборов, неизбирательных субсидий, повысить НДС и, скорее всего, заморозить рост зарплат и пенсий на некоторое время. Другими словами, расходы бюджета, предвиденные с учетом прогнозов, что рост ВВП составит 1,5 %, нужно приспособить к тому, что страна находится в рецессии, а экономика -  в депрессии. Я еще тогда предупреждал, что такой рост нереален, и что в лучшем случае он составит около нуля. Так, к сожалению, и случилось, и когда в конце года сведут показатели, когда учтут спад производства в сельском хозяйстве, промышленности, экспорте, мы получим отрицательный темп роста, по крайней мере -1.5, если не целых - 3%», - заключает Джогович.

Некоторые объединения работодателей в качестве средства сокращения дефицита бюджета также предлагают заморозить заработные платы и пенсии. Тем не менее, маловероятно, что эту меру поддержит коалиционное большинство. Пенсионеры надеются на Йована Кркобабича, который категорически отбрасывает такую возможность, и "под мышкой всегда носит коалиционное соглашение". Он ни под каким предлогом не пойдет на реальное снижение пенсий, и принятый закон ему в этом сопутствует. Его окружение предупреждает, что сокращение зарплат повлияет на расходы, а и без того низкая покупательная способность граждан дополнительно бы повлияла на спрос и погасила бы всякие надежды на выздоровление национальной экономики. Проблема возникла бы и у государственных, коммунальных предприятий, поскольку их долги бы выросли, и они оказались бы в заколдованном круге кризиса взаимных платежей.

Госучреждения под прицелом

Место для экономии, однако, видят также в прогнозируемом сокращении количества различных государственных органов, комиссий, управлений. Хотя большинство экспертов подчеркивают, что здесь можно говорить о символической сумме, но она может значительно увеличиться, если поменять систему финансирования этих учреждений. В нынешней модели большинство учреждений имеет в своем распоряжении определенную область и право взимать различные сборы за свои услуги. Эти деньги шли на часто неоправданно высокие зарплаты и другие расходы. Одно из предложений, которое правительство, по-видимому, собирается рассмотреть,, заключается в том, чтобы все деньги от собранных налогов и сборов шли в государственный бюджет, а работники этих ведомств получали такую же заработную плату как и остальные госслужащие.

Министерство финансов: есть деньги на зарплаты и пенсии


Государственные финансы стабильны, а правительство и впредь будет своевременно выполнять свои обязательства. В настоящее время на счетах Республики Сербии находится более 35 млрд. динаров, а к концу месяца ожидается дополнительный доход около 10 млрд. за счет выпуска ценных бумаг. Учитывая, что доходы бюджета в июле выше, чем планировалось, этой суммы достаточно, чтобы заполнить дефицит в ближайшие несколько месяцев, сообщили вчера в Министерстве финансов, добавив, что даже если бы техническое правительство работало до конца года, "все правовые обязательства относительно зарплат, пенсий и социальных пособий выполнялись бы как и раньше, без единого дня просрочки."