Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На съезде Сербской прогрессивной партии, который, как правило, проходит рутинно и предсказуемо, в этот раз взорвалась настоящая бомба. Президент Сербии Томислав Николич заявил, что в дальнейшем процессе европейской интеграции Сербия будет ставить свои условия, и что нет причин торопиться.

На торжественном съезде Прогрессивной партии Николич, как сообщили агентства, заявил, что Сербия хочет принадлежать к европейской семье, и что она хочет сотрудничать, но «до тех пор, пока в стране есть Сербская прогрессивная партия и другие политические силы», она не отдаст своего. «Без Косова мы бы чувствовали себя как человек, который находится в великолепном дворце, но он - при смерти», - сказал он, отметив, что «за десять лет спешки Сербия оказалась в унизительном положении, и пришло время подумать о себе».

Хотя в целом я лично согласен с вышеупомянутым заявлением, думаю, не стоит ломать голову над тем, что именно оно значит. Очень скоро все станет ясно. Косово (и Метохия) являются самым лучшим и надежным индикатором сербской политики, и здесь плохо работает зомбирование и разные политтехнологии.

Читайте также: Мир для севера Косова

Но я хотел бы обратить внимание на одно гораздо менее заметное заявление бывшего президента и нынешнего лидера Демократической партии, который, выступая на тему новых условий и ультиматумов Брюсселя и Берлина, сказал, что не хочет обвинять новое правительство или нового президента, но «следует отдавать себе отчет в том, что любые политические изменения в Сербии влекут за собой новые условия». Совершенно верно. И с этим я соглашаюсь. Только я не могу не задаться вопросом, понимал ли он то, о чем сейчас говорит, в 2007-2008 годах, когда буквально накануне провозглашения независимости Косова форсировал президентские выборы, делал двусмысленные заявления на тему Косова и способствовал нездоровой политической поляризации и антирадикальной истерии в обществе?

Несмотря на то, что порядочный человек не может не почувствовать отвращения к тому, как СМИ издеваются над Тадичем — в первую очередь те, которые вплоть до второго тура и даже во время предвыборной тишины втаптывали в грязь Томислава Николича, он из-за своей вполне искренней веры в политику «двойного пути», быть может, больше всех виноват в плачевном состоянии дел на «косовском фронте».


Так что есть какая-то справедливость в том, что в конечном итоге прогрессисты победили его - его же оружием - внутриполитической поляризацией и неоднозначными (но «многообещающими») заявлениями в западных столицах и дипломатических кругах. Но я убежден, что нынешним победителям, упорно пытающимся, несмотря на предыдущий опыт, реанимировать мертвеца по прозвищу «и Косово, и ЕС», все равно придется нести крест Косова.

Это действительно немного странно. С одной стороны, основные политические партии, которые находятся в правительстве и в оппозиции; активные и влиятельные неправительственные организации; западные послы, представители ЕС, МВФ, ведущие средства массовой информации, большинство журналистов и аналитиков и, самое главное - атмосфера - все и вся говорят о том, что дело сделано и назад дороги нет. А с другой стороны, кажется, что еще ничего не кончено.

Также по теме: Кто позаботится о Косово

В парламенте - только относительно немногочисленная и слабая партия DSS, к тому же дополнительно вымотана ожиданиями, что ее позовут в органы государственной власти. Вне парламента - расстроенные радикалы в поисках утраченного времени и лукавые представители партии Dveri (которые, кажется, предпочитают заниматься выигрышными темами, такими как гей-парад, а не серьезно противостоять власти и Западу в «бесперспективной», и, с точки зрения СМИ, непривлекательной косовской тематике). Плюс кучка патриотической интеллигенции и средства массовой информации, которые кроме того, что влиятельными не являются, еще и, за редким исключением, иногда сами могут переступить через принципы, если на горизонте появится интересная должность.

Вот почему я до сих пор верю, что еще не все потеряно, когда речь идет о сербской решимости бороться за свою территориальную целостность. Легко моим собеседникам на редких телевизионных шоу, где еще пытаются конструктивно рассматривать политический и государственный вопрос, призывать «смело» посмотреть правде в глаза, скулить о «деньгах на ветер» и подстрекать эту, как и предыдущую власть, как можно быстрее «избавиться» от Косова.

Как сказал бы поэт, «в их честь ничего не назовут». Но Николич и Дачич, нравится нам это или нет, «войдут в историю». И какими бы «трезвомыслящими» и «прагматичными» они не были - а, очевидно, они бы не добрались до нынешних высот, если бы не обладали упомянутыми качествами - им не безразлично, и не только из-за рейтингов и выборов, будет ли в этой истории написано, что через сто лет после битвы в Куманово они руководили Сербией, которая окончательно сдалась в борьбе за Косово. Здесь у них не получится пенять на Кацина и Фюлле, резолюцию Европейского парламента и оправдания, что «это все Борко подписал».