Atlantico: В опубликованной 28 сентября книге «Манифест раскованных правых» (Manifeste pour une droite décomplexée) Жан-Франсуа Копе (Jean- François Copé) говорит, что хочет «сломать запрет», и критикует «расизм против белых» в некоторых проблемных кварталах. Эта полемика - особенность Франции, или же подобного рода дебаты существуют и в других европейских странах?
Стефан Франсуа: Такая дискуссия ведется и в других странах, где поднимаются вопросы этнической субституции, «великой замены», о которой говорили Рено Камю (Renaud Camus) и Жан Распай (Jean Raspail). По большей части эти споры ведутся в странах с высокой арабо-мусульманской иммиграцией - таких, как Бельгия и Нидерланды. Появились они и в Великобритании, начиная с 1970-х годов. Не осталась в стороне и постсоветская Россия: там этот вопрос поднимают правые радикалы, которые стремятся осудить миграцию кавказского населения и оправдать погромы кавказцев. Тема «расизма против белых» играет большую роль для различных европейских националистических образований: некоторые из них действуют силовым путем, тогда как другие отвергают физическое насилие, но вместо этого придерживаются крайне агрессивной риторики.
Мишель Вивьорка: Мысль о том, что какое-либо меньшинство может расистски относиться к белым, распространена в США и Европе, однако французская полемика приобретает особые формы. Этот любимый вопрос ультраправых вышел на первый план в условиях политического противостояния двух претендентов на лидерство в партии «Союз за народное движение».
Хью Скофилд: В Англии тоже существуют подобные споры, но они проходят гораздо тише, потому что речь идет о крайне чувствительном вопросе. У нас подходят к нему со всей осторожностью, чтобы не задеть чувства некоторых людей. Как бы то ни было, его поднимали определенные политики, причем вовсе не обязательно правые. Больше всех о нем говорил депутат Лейбористской партии Фил Вулас (Phil Woolas). В его округе наблюдается массовая иммиграция из Пакистана. Этот депутат открыто говорит о расизме против белых, хотя и принадлежит к левой партии.
У нас есть политики и интеллектуалы, которые подчеркивают существование самых разных видов расизма и утверждают, что о них не стоит молчать. В Англии об этом даже проще говорить, если вы стоите по левую сторону политической арены. Правые опасаются, что их могут обвинить в близости к ультраправым. Среди левых звучат лишь отдельные голоса. Как и во Франции, эта проблема неразрывно связана с ультраправыми.
Кроме того, поднимается вопрос дискриминации белых в сфере распределения социальных пособий. Лейбористская партия опасается, что, если мы не будем этого обсуждать, белый рабочий класс может сместиться в сторону ультраправых.
- В каких странах был поднят этот вопрос? Разворачивается ли там полемика в сходных условиях?
Стефан Франсуа: Иногда полемика протекает в тех же условиях, в частности там, где существует структурированное и динамичное национальное движение (прежде всего, это касается Бельгии, Нидерландов и Италии). Одна из общих черт заключается в том, что различные движения нередко объединяются на общей основе защиты «белой расы». Начиная с 2005 года, прошел целый ряд встреч националистических групп: в Испании в ноябре 2005 года, в России и в Бельгии в 2006 году. Каждый раз речь идет о том, чтобы защитить «белую расу» от исламизации и глобализации. Защитить «белых» от всех «других», то есть орд расистских захватчиков, которые с жадностью смотрят на систему соцобеспечения европейских стран…
Мишель Вивьорка: Стремление окрестить всех «небелых» людей расистами и сделать из этого политический аргумент кажется мне чисто французским явлением.
В других странах тоже могут активизироваться меньшинства, однако там их обвиняют не в расизме против белых, а создании угрозы для единства нации, общих ценностей. Само по себе это понятие «разим против белых» является чистой воды радикализацией. Копе мог бы говорить о расизме против французов, но он предпочел сказать «протии белых». Как мне кажется, критика антифранцузского расизма куда острее и состоятельнее.
Хью Скофилд: Прежде всего, в Великобритании это нельзя назвать настоящей полемикой, потому что такие заявления не получили широкого распространения. Главные вопросы в дебатах - это иммиграция, ислам и ценности. Если они и существуют, то связаны в первую очередь с опасениями по поводу ислама.
- Во Франции тема расизма против белых долгое время была уделом Национального фронта. Пытались ли ей воспользоваться другие европейские популистские партии?
Стефан Франсуа: Да, такая риторика неоднократно использовалась. Этот вопрос поднимали различные популистские объединения или демагогические группы в правых и ультраправых партиях, причем не только во Франции, но и в Нидерландах, Бельгии, Италии и Дании. В этих странах осуждение «расизма против белых» неизменно шло параллельно критике предполагаемой исламизации страны. Все это - одно из классических направлений риторики таких партий.
Хью Скофилд: Речь действительно идет об одной из любимых тем ультраправых, однако в Англии ультраправая партия - это небольшое объединение, которое даже нельзя сравнивать с Национальным фронтом. То есть, об общенациональной полемике говорить не приходится, а сами эти вопросы поднимаются лишь после определенных происшествий. Я не утверждаю, что у нас не существует ничего подобного. Разумеется, об этом говорят. Однако во Франции проблема заключается в том, что как только вы упоминаете об этих вопросах, вас сразу же записывают в ультраправые.
- Во время последней президентской кампании многие наблюдатели отметили сближение между правыми и ультраправыми. Прослеживаются ли похожие изменения в других европейских странах?
Стефан Франсуа: Да, но это явление возникло вовсе не вчера. Возьмите хотя бы пример Италии, где в формировании нескольких правительств Берлускони принимали участие Лига Севера Умберто Босси (Umberto Bossi) и профашистские партии, такие как Национальный альянс Джанфранко Фини (Gianfranco Fini), который, нужно признать, все же изменил идеологическое направление своей риторики. Еще раньше нужно отметить присутствие в правительстве Австрийской партии свободы Йорга Хайдера (Jorg Haider), которая в свое время наделала немало шума в СМИ. Вообще, проблема исходит скорее от некоторых зачастую недалеких наблюдателей. Нужно размышлять в долгосрочной перспективе, оценить ситуацию с компаративистской точки зрения. Хотя у нас часто говорят о санитарном кордоне между правыми и ультраправыми, между этими лагерями всегда существовали связующие тропы, в том числе и во Франции с определенными группами последователей де Голля и д’Эстена.
Мишель Вивьорка: Все это, разумеется, важные вопросы, однако они могут принимать различные формы в зависимости от страны. Если вы отправитесь в Италию, то увидите совершенно иную ситуацию. Там ультраправые смогли превратиться в уважаемую партию. Если рассмотреть Англию 1970-х годов, там вы не заметите никаких ультраправых, потому что риторика Национального фронта была свойственна классическим правым. В каждой стране сформировались непохожие обстоятельства, однако этот вопрос неизменно встает в каждой из них.
По всей Европе поднимается вопрос по поводу классических правых: стоит ли им включить в свою программу тематику ультраправых или же лучше создать с ними союз? Если рассмотреть ситуацию в масштабе 30-40 последних лет, становится ясно, что это явление не свойственно Франции и современному периоду. Национальный фронт во Франции был сформирован в 1972 году, однако заявил о себе как о политической силе в 1983 году во время довыборов в Дре, на которых кандидат от ультраправых Жан-Пьер Стирбуа (Jean-Pierre Stirbois) заключил союз с правыми. Позднее вопрос объединения с ультраправыми был поднят в 1990-х годах на региональных выборах.
Хью Скофилд: Консервативная партия Дэвида Кэмерона сместилась в сторону центра. Главной задачей Дэвида Кэмерона было очистить имидж консерваторов. Консерваторы до сих пор опасаются обвинений в том, что их партия - это партия богатых. Чтобы избежать подобной критики, она и сместилась ближе к центру.
- Кризис способствовал обсуждению этой темы?
Стефан Франсуа: Да, кризис, а также фрагментация нашего общества сыграли роль в возникновении подобной риторики. Тем не менее, эта тема получила еще большее распространение после целого ряда кампаний о предполагаемой неспособности мусульман к интеграции в западное общество. К 2003 году националистические организации открыто ставили на одну ступень исламизм, «отбросы общества» и «расизм против белых». Псевдополемика по вопросу национального самосознания тоже способствовала распространению этой риторики в СМИ. В целом, нельзя не признать, что этому обобщению удалось добиться немалых успехов, как мы сами могли убедиться на примере Копе.
Мишель Вивьорка: В период кризиса расистские заявления обычно звучат ощутимо чаще. Тем не менее, те же самые темы могут возникнуть и в менее напряженный период. Мыль о существовании расизма против белых пришла в общественные дебаты задолго за 2008 и 2009 года. Кризис обостряет ненависть, расизм и ксенофобию, а также дает толчок самым разным идеям.
Хью Скофилд: Мне так не кажется. В Англии к вопросам «расы» подходят гораздо спокойнее. В этом году нам удалось переосмыслить себя в первую очередь благодаря Олимпийским играм. Думаю, мы смогли примириться с тем, кем мы является, то есть гражданами одной страны с очень разными корнями.
- Хотя тему расизма против белых действительно используют популистские движения, нет ли в ней, несмотря ни на что, зерна истины?
Стефан Франсуа: Разумеется, у этого вопроса есть под собой основания, о чем свидетельствуют результаты исследований молодого специалиста Тарика Йилдиза (Tarik Yildiz). Хотя это явление и не назвать несуществующим, оно все равно остается миноритарным. При всем этом, дать точную оценку такой форме расизма непросто: она не берется в расчет Национальной консультативной комиссией по правам человека. Такие оскорбления как «поганый жид», «поганый черномазый» или «поганый араб» наказуемы по закону в отличие от, например, сочетания «поганый белый», которое относится к тому же семантическому полю. Нужно признать, что здесь речь идет о настоящем табу. И это прискорбно. Ультраправые воспользовались этой ситуацией, левые отрицают ее существование, а специалисты обходят ее вниманием.
Мишель Вивьорка: Да, в некоторых заявлениях прослеживается мысль о доминировании белых и ради белых, однако мне кажется, что расистская риторика меньшинств не направлена непосредственно против белых. Я считаю, что она носит скорее антифранцузскую и антисемитскую окраску, и может впоследствии перейти на религиозную основу. Понятие расизма против белых означало бы, что некий белый человек принадлежит к другой расе, которую нужно ненавидеть. Это не так, в том числе и в заявлениях Копе.
Вероятно, существуют меньшинства, радикальные меньшинства, которые выступают против доминирующей группы. Да, эту группу составляют белые люди, однако они не определяются как таковые. Их определяют как буржуа, богатых, французов. Все это - упрощение, которое использовал национальный фронт, и в целом эта характеристика совершенно избыточна. Эта оставляет без внимания тот факт, что в стране существуют доминирующие и подчиненные группы, что перед тем, как говорить о расизме со стороны подчиненных, стоило бы поговорить о расизме со стороны доминирующих слоев.
Хью Скофилд: Эта проблема, вероятно, существует в Англии, однако я бы не стал преувеличивать ее значение. Это ощущение распространено среди рабочего класса, который считает, что подвергается определенной дискриминации в плане распределения социальных субсидий.
Одно время нам казалось, что идея мультикультурализма потерпела полный провал. Однако несколько лет назад мы стали вновь ощущать гордость за английский флаг. И сейчас уверенно называем себя англичанами. У нас происходит нечто вроде слияния, напряженность спадает, хотя о полном ее исчезновении говорить не приходится.
Стефан Франсуа (Stéphane François)- политолог, историк и специалист по ультраправым движениям.
Мишель Вивьорка (Michel Wieviorka) -директор по исследованиям Высшей школы социальных наук (EHESS).
Хью Скофилд (Hugh Schofield) - корреспондент телеканала BBC во Франции.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Хе-хе. Теперь Украине от западных толерастнутых достанется. На Украине запрещена пропоганда гейства, насилия и тд. news.mail.ru/politics/10449663/?frommail=1 
| 0 расизм против белых - вполне в Европе обыденное дело. И у нас тоже. Носить футболку с надписью "Я - русский" стало в России опасно. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 Перегибаете с футболкой по моему. Ну,если только на Кавказе опасно. 
| 0 Эх, все националисты по сути идентичны... "Носить футболку с надписью "Я - русский" стало в России опасно." "В социальных сетях татарские националисты призывают молодых людей подражать сверстникам из Чечни и Дагестана в стиле одежды и вызывающих манерах поведения, дабы произвести устрашающий эффект на окружающих, в первую очередь на русских сограждан. Парни в футболках с кричащими подписями: �Я татар� или �100% татарин� – фотографируются, подобно северокавказским боевикам, с поднятыми вверх указательными пальцами (символ единобожия). Некоторые даже неумело пытаются сплясать на казанских улицах лезгинку. При этом центром �кавказизации� татарских мусульман стала отнюдь не Казань, а города татарского Закамья, где традиционно сильны позиции религиозных экстремистов. Вчерашние моджахеды пытаются попасть на работу в частные охранные структуры, чтобы всегда иметь доступ к оружию." www.ng.ru/regions/2012-07-19/1_tatarstan.html "Лесные" мусульмане диктуют религиозную моду Татарстану 
| 0 Кстати, о ссылке на статью Националисты может и идентичны, но по Минниханову не видно, что он особо возмущен или раздосадован. Отношения к националистам все таки кое где разное. 
| 0
русский - это язык. а надпись должна быть -я Рус! 
| 0
пока политики Франции обсуждают проблему арабских мигрантов работоспособное белое население задушенное налогами, уставшее работать на кормежку мигрантов бежит из страны в поисках лучшей жизни в т.ч. и в Россию.. 
| 0 Расизм против белых. Европа - страна белых. Это коренная земля белолицых людей и я в принципе понимаю недоумение европейцев сталкивающихся в расизмом направленным против них в их же стране. Там нет ни пяди земли принадлежащей не европейцам. если вы русские пытаетесь приравнять ту же ситуацию на себя - не получится ибо страна ваша многонациональная, вам в России хорошо если принадлежит половина земель по генному праву (остальное нахапали ). Так что ситуасьон другой. Или вы хотите иметь все земли но без по настоящему коренных обитателей, пха-ха-ха...? Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 "меть все земли но без по настоящему коренных обитателей" - нам этого не нужно. Так поступили американцы. Мы спокойно живём на нашей общей российской земле. Часть земель у нас смогли отнять в 90-ые годы, но часики тикают. И время идёт ))) 
| 0 это коренная земля белолицых людей стала таковой после геноцида коренного чернокожего населения Южной и Центральной Европы (википедия, "гримальдийская раса"), осуществленного бледнолицыми кроманьонцами! 
| 0 В свое время европейские колонисты нахапали себе земли: - Вся Южная Америка - Вся Северная Америка - Австралия и Н.Зеландия - Южная Африка. Отгеноцидив местное населения четырех континентов. Так что как нахапали Европейцы, ещё никто не нахапал. Может потомкам европейских колонистов вернутся на Родину. Интересно уместятся они все в Европе. 
| 0 расизм против белых Все нееврейские религиозные культы Галаха называет авода зара - "чуждое служение". Все они в равной степени запрещены для еврея - и откровенное идолопоклонство, и такие, как, например, христианство, которое кое-что почерпнуло из Торы. Еврею запрещено совершать любое действие, которое может послужить на пользу нееврейскому культу. Еврей-строитель не должен строить здание для поклонения языческим "богам" или "святым", еврей-стекольщик не должен вставлять стекла в окна такого здания и т. п. Запрещается продавать неевреям любую вещь, которая нужна им для отправления их культа, включая их собственные книги, связанные с их культом. Еврей не имеет права читать, продавать или отдавать нееврею даже Танах, изданный неевреями с целью распространения их религии. Такие книги сжигают, но если Библия издана ими на иврите и есть возможность отделить неискаженный текст Танаха от чуждых ему добавлений, следует это сделать - текст Танаха сдать в гнизу, а остальное - сжечь. (Впрочем, некоторые крупные современные авторитеты Галахи считают, что Танах, изданный миссионерами на иврите для распространения его среди евреев, также подлежит сожжению.) Галаха запрещает смотреть на изображения языческих "богов", любоваться их красотой и богатством украшений, так как это означает нарушение запрета Торы: "Не обращайтесь (здесь в смысле "не обращайте внимания") к идолам" (Ваикра, 19:4). Кроме того, запрещается слушать музыку, которая сопровождает службу в культовых помещениях неевреев и исполняется на инструментах, на которых играют в честь авода зара. Запрещено вдыхать аромат благовоний, которые воскуривают в языческих капищах. Еврей должен обходить стороной нееврейские культовые здания и тем более изображения языческих "богов", а если он вынужден пройти мимо них, то должен стараться не приближаться к ним менее чем на два метра. Увидев процветающие нееврейские культовые сооружения, говорят: "Дом гордыни опрокинет Б-г" (Мишлей, 15:25), а если встретили такое сооружение разрушенным, произносят: "Всесильный [Б-г] мести, Б-г, Всесильный [Б-г] мести, прояви Себя!" (Тегилим, 94:1). Еврей не должен допускать, чтобы его поведение могло быть расценено окружающими как проявление хотя бы малейшего уважения к языческому культу. Так, если перед нееврейским культовым зданием ему в ногу вдруг впилась колючка или внезапно рассыпались монеты из кошелька, он ни в коем случае не должен нагибаться, чтобы вытащить колючку или собрать деньги, так как со стороны может показаться, что еврей поклонился авода зара. Даже если вокруг нет ни души, не имеет значения - следует отойти в сторону, или хотя бы повернуться спиной к авода зара, или присесть на корточки, но не нагибаться… passerby-13.narod2.ru/Talmud.doc Кицур Шулхан Арух 162:2,..,9 __ 64 И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. 65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; 66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; 67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!", а вечером скажешь: "о, если бы наступило утро!" 68 и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: "ты более не увидишь его"; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего… passerby-13.narod2.ru/Bible.doc Второзаконие 
| 0 Мусульмане Год/количество/процент от общего населения Великобритания: 1990/1,172 млн./2% 2010/2,869,000/4.6% 2030/5,567,000/8.2% Германия 1990/2,506,000/3.2% 2010/4,119,000/5.0% 2030/5,545,000/7.1% Франция 1990/568,000/1.0% 2010/4,704,000/7.5% 2030/6,860,000/10.3% Россия 1990/13,634,000/9.2% 2010/16,379,000/11.7% 2030/18,556,000/14.4% Нехорошая тенденция. У России с этим хуже всего, что в принципе логично. Кто может скинуть информацию по этим же странам по этнической составляющей? Можно еще США добавить. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 У России с этим хуже всего. Ога) Во Франции бум исламизации, выражающийся в 700% росте количества мусульман за 20 лет, "хуже всего" "с этим" все равно у России)) Открою небольшой секрет - проблемы как правило возникают из-за дисбалансов в обществе (скажем, "мусульман много, а мечетей мало", либо "мусульман много, но в руководстве страны их мало"), а дисбалансы в свою очередь обусловлены быстрыми процессами, и чем они быстрее, тем проблемы острее. Так и у кого "с этим" хуже? А с прогнозов на 2030 вообще посмеялся. Они не стоят даже бумаги, на которой писаны. Я бы даже прогноз за 2015 поостерегся бы давать, после арабских вёсен-то) 
| 0 У России пока самый большой процент мусульман. Меня это лично не радует, поэтому и написал, что ситуация по количеству мусульман в России хуже всего. Тенденция в той же Франции вероятно сильней, но на текущий момент мы имеем как раз исламский терроризм в России, а не во Франции. По поводу дисбалансов по количеству мусульман и мечетей. Не подскажите, сколько мусульман в Москве и сколько мечетей? И почему Вы так к прогнозам относитесь? Что с мусульманами станет? Не вижу оснований к тому, чтобы тенденция к увеличению мусульман сменилась. Или Вы к тому, что прогноз может быть заниженынй? 
| 0 У России с этим хуже всего, ситуация отличается в том, что наши - работают и всячески стараются вписаться в социум. И уже во втором поколении- нормальные люди и граждане страны. А на процветающем Западе они десятилетия сидели на пособии, варясь в собственном соку и маясь бездельем. Была сформирована позиция агрессивного иждивенчества. А теперь, когда их много, когда они разбалованы, защищены юридически - деньги кончились. Путь один - отобрать пособия. Но где взять для них работу и как заставить эту работу выполнять = вот основной вопрос. Экономического выхода не видно - если бы озаботились раньше... Есть только вариант дождаться неизбежных бунтов. Жестко их подавить - на радость и в назидание законопослушному населению. Загнать в гетто и в работные дома, часть депортировать. Только хватит ли решимости? не похоже. 
| 0 Хм... в Чечне уровень безработицы 26% Это только официальные цифры на официально зарегистрированых людей. А в реальности? Чечня по валому продукту плетется в конце списка из всех регионов. И то благодаря нефти. А без нефти?Более чем на миллион человек десяток другой предприятий. Где они все работают там? Если Вам не сложно, приведите мне данные по занятости чеченского населения по сферам. 
| 0 Гнуснейшее проявление белого расизма - лишить цветное население даже потенциальной возможности стать расистом. Кашмар! Был как-то телемост, где негра, ни за что, ни про что порезавшего несколько человек в ньюйоркском метро его адвокат оправдывал "чёрной яростью". Типа, этим - можно. Адвокат был, кстати, белым. 
| 0 "Расизм против белых". Это реальная проблема стран "либеральной демократии", которые они с наглым упорством пытаются транслировать и на Россию. Но России уже 1150 лет и нас более 150 национальностей. Проекты Запада - "россиядлярусских", "хватиткормитькавказ", "созданиерусскойреспублики" - в нашей стране обречены на поражение. А те, кто пытается вбить в наши головы эти проекты - обыкновенные предатели интересов России и русского народа. История нашей страны - хороший пример мощи многонационального государства.
Показать новые комментарии (0)kvazar
Alex_Di
se7en
Gunslingеr
se7en
Verband
nikita-jeep
const
Берег
zwx
3a40T
Агент Подберезовик
3a40T
karotin
3a40T
textliner
nikita-jeep
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)