Тостеры с различными режимами поджарки, пылесосы с гибкими насадками, стиральные машины с освежающими циклами – действительно ли все эти дополнительные функции у знакомых нам товаров для дома полезны, или они только мешают?

У этой современной стиральной машины десяток или больше циклов, которыми никто никогда не пользовался. Например, «детский цикл», вероятно, создан для родителей, которые ленятся купать своих малышей в ванне. А еще у разных машин, есть циклы «одеяло», «спорт», «кровать и ванна», «меньше складок», «аллергия» и «освежающий». Типа «прыгаешь в стиральную машину и освежаешься». Да, я понимаю, что она освежает одежду, а не людей, но по-прежнему готов спорить, что никто еще не пользовался этим циклом всерьез.

И речь не только о стиральных машинах - вся наша бытовая техника обучилась новым трюкам. Моднейшие чайники подогревают воду до температуры на выбор, сушилки предлагают множество «уровней сухости», а вполне себе стандартные тостеры теперь гордо хвастаются «бейгл-функцией». В элитном сегменте рынка теперь можно приобрести холодильник со встроенным радио и диктофоном, что доказывает, что мы достигли той стадии, когда сочетание функций выбирается совершенно произвольно. Все это уже немного слишком.

Раздутость функций или «произвольное смещение настроек» - оба термина я придумал только что – ограничиваются, конечно, не только кухней. Мы наблюдаем это в своих компьютерах и автомобилях, телефонах и телевизорах, и, в своем совершенном виде, в нездоровом стремлении к превосходству у первоклассного швейцарского армейского ножа, оборудованного «рыбочисткой», «стамеской» и «герметичной шариковой ручкой». Однако является ли фантастический образ войны с применением очищенной рыбы в Швейцарии действительно прогрессом? Или все эти настройки только мешают?

«По большому счету, - говорит Дэвид Мэттин (David Mattin), главный по стратегии в trendwatching.com, - я бы сказал, что раздутость функций является одним из следствий постоянно растущего потребительского стремления к чему-то новому – новым продуктам, услугам, брендам, и да, новым функциям и свойствам, и того, как бренды и компании обычно реагируют на этот запрос».

«Добавление функций и свойств к по сути стандартному продукту – легкий способ для ориентированного на потребителя производителя ответить на потребительский спрос на новое и улучшенное, или, как минимум, способ заявлять, что он отвечает на этот спрос. Это позволяет производителю постоянно перевыпускать по сути тот же самый продукт с новыми свойствами, и утверждать, что их продукт новый».

В этом есть свои преимущества. Множество изменивших жизнь инноваций, начиная от удобного таймера для плиты и заканчивая угрожающей работе кнопкой «дремать», изначально возникли как дополнительные новинки к привычным предметам быта. Многие вещи, которые мы сейчас считаем нормальными, когда-то были отдельными и не связанными друг с другом: часы с радио, например, или наши проигрывающие DVD игровые приставки.

Однако - по крайней мере на кухне - все происходит немного слишком быстро, и в результате безудержной раздутости функций многие из нас в недоумении пялятся на колесо управления стиральной машины с большим количеством циклов, чем у нас есть одежды на стирку.

В теории все эти функции должны быть реакцией на потребительский спрос: если у машины есть «освежающий» цикл, это потому что где-то в фокус-группе или исследовании вкусов потребителя как минимум пара человек вышли и сказали: «Хотим, чтобы наша одежда стала свежее, но не была постиранной». И тем не менее, такие требовательные покупатели на самом деле в меньшинстве: исследования показывают, что 70% людей почти каждый раз используют один и тот же цикл стирки, и почти половину из нас отпугивает сложный контроль программ с множеством настроек.

«Инновации очевидно обусловлены желанием производителей добавить стоимость и дифференцировать себя», - говорит аналитик Нил Мэйсон (Neil Mason), специалист по исследованию розничной торговли в компании Mintel. Но потребителю нужно удобство и простота. «Проблемы начинаются, когда ты начинаешь добавлять все эти дополнительные функции, и потребитель оказывается сбитым с толку касательно того, как именно ими пользоваться».

Новые настройки продолжают восприниматься как легкий путь к повышению продаж. И тем не менее, как указывает Мэттин, некоторые из наиболее успешных продуктов на рынке «преуспели именно потому, что не поддались раздутости функций, а вместо этого сделали ставку на наличие очень малого количества функций».

И хотя эппловский App Store сегодня является стремительным бастионом управляемой пользователем раздутости функций, предшественник айфона и айпада начал свою жизнь как реакция против этого. «iPod, - говорит Мэттин, - это теперь уже легендарный пример технологического продукта, который был прекрасен в своей простоте. Сравните более ранние MP3-плееры, оборудованные различными кнопками, переключателями и свойствами, с колесиком айпода».

«Есть свидетельства того, что рынок вознаграждает дизайнеров, которые переделывают продукт так, чтобы он делал то, что должен делать, и не более того. Однако для этого нужны гениальные дизайнеры. Средние дизайнеры – то есть, 90% из них – просто бросают в потребителей все больше функционала и смотрят, что приживется».

Потому вероятно, невзирая на текущую тенденцию, домашнее хозяйство будущего будет избавлено от этих сбивающих с толку настроек, переключателей и циферблатов. Идеальная бытовая техника – будь то стиральная машина, фен или тостер – будет щеголять одной единственной простой кнопкой под названием «уладь это для меня, ладно?» Машины сами смогут разобраться, когда, если нам вообще это понадобится, вещи надо будет просто освежить.

Слишком сложные приборы


Тостер Breville VTT377 4 Slice


Шесть «настроек для тостов», «функция нарезки», «высокий подъем», «отмена», функции «разморозки» и «вторичного подогрева» плюс «различная поджарка» и «подсвеченные настройки». Можно было это назвать тостницей.

Чайник Bosch TWK8631GB Styline


Нагревает воду по вашему выбору до 70°C (белый чай), 80°C (зеленый чай), 90°C (какао или кофе) или обычных 100°C (кипение). А также навязчиво пищит в начале или конце цикла.

Встроенная посудомойка Bush WQP8-9347


Пять программ, четыре настройки температуры и «система сушки остаточного тепла». Кажется, гораздо больше мороки, чтобы выучиться, загрузить, настроить и выгрузить, чем помыть грязную посуду самому.

Безмешковый пылесос Vax Zoom Family and Pet Bagless Cylinder


Не берем в расчет нелепое название. Этот памятник избыточному чистому доходу по цене £150 включает в себя «щелевые насадки», «щетку для пыли», «турбонасадку», «эластичный шланг» и «гибкую щелевую насадку». Ну, знаете, для чистки ваших гибких щелей.

Стиральная машина Hotpoint AQ113D697I White


И хотя по нынешним стандартам 16 программ этой модели это относительно скромно, сам набор вводит в ступор. Там есть как и уже упомянутые «детский» и «освежающий» циклы, так и «одеяло», «аллергия» и «кровать и ванна».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.