Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Не Турция нуждается в ЕС, а ЕС - в Турции»... Утверждения такого рода - самообман, пока члены ЕС так не считают. Сегодня подавляющее большинство стран ЕС не желают видеть Турцию в рядах Евросоюза вовсе или считают ее присоединение преждевременным. Происходит один из наиболее масштабных кризисов в истории ЕС. И, очевидно, Турции предстоит долгий путь, чтобы выполнить критерии членства в союзе.

Протестное движение «Гези Парк» оказало негативное влияние на отношения Турции и Европы. В резолюции, принятой 13 июня Европейским парламентом, осуждается чрезмерное применение силы турецкой полицией против протестующих в парке Гези.

В ответ премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил, что «не признает» решение Европарламента. Когда федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что «ужаснулась действиям в отношении демонстрантов», от министра по делам ЕС и главного переговорщика по вступлению Турции в союз Эгемена Багыша последовала следующая реакция: «Им следует хорошо просчитать цену испорченных отношений с Турцией. Не стоит забывать, что в прошлом вставший на этот путь Саркози сегодня ловит рыбу… Если Меркель ищет политический материал для своей предвыборной кампании, то им не должна быть Турция… Не Турция нуждается в ЕС, а ЕС в Турции. Если потребуется, мы очень хорошо знаем, что сказать этим странам…»

В министерства иностранных дел Турции и Германии были приглашены послы двух стран, при этом выражалось беспокойство в связи с недавними официальными заявлениями. Были приостановлены ранее запланированные встречи Турции и ЕС. Прежде всего в силу оппозиции Германии под угрозой оказалось открытие для переговоров раздела «Региональная политика». Между тем генеральный секретарь Совета Европы, в число основателей которого в 1949 году входит и Турция, предостерег Анкару, отметив необходимость концентрации на подписанной Турцией Европейской конвенции по правам человека, проявления уважения к свободе собраний, а также соблюдения решений Европейского суда по правам человека относительно чрезмерного применения силы.

Что можно сказать об отношениях Турции и ЕС, учитывая вновь вспыхнувший кризис? Турция - страна-кандидат, ведущая переговоры о присоединении к союзу. Хотя премьер-министр и не признает этого, Европарламент обладает компетенцией принимать решения в отношении Турции. Анкара, будучи в числе основателей Совета Европы, никак не может занимать такую позицию, как игнорирование решений данной организации. Становится понятно, что в ходе своей предвыборной кампании премьер-министр будет опираться на религиозно-националистическую популистскую риторику. И делать внешнеполитические отношения материалом совершенно не в духе данной риторики, и это никак не согласуется с уравновешенностью и респектабельностью Турецкой Республики.

Федеральный канцлер Германии, входящей в ЕС, может критиковать чрезмерное применение силы полицией в Турции, особенно принимая во внимание, что от атаки слезоточивым газом пострадала сопредседатель немецкой партии зеленых Клаудия Рот. Меркель права и в том, что считает заявления Багыша несовместимыми с дипломатическим протоколом. Эти заявления в том числе не совместимы с национальными интересами и степенностью Турецкой Республики.

Утверждения такого рода, как «не Турция нуждается в ЕС, а ЕС в Турции», – не более чем самообман, пока члены ЕС так не считают. Сегодня подавляющее большинство правительств стран ЕС и практически все народы государств-членов не желают видеть Турцию в рядах союза вовсе или считают ее присоединение преждевременным. Происходит один из наиболее масштабных кризисов в истории ЕС. И, очевидно, Турции предстоит долгий путь, чтобы выполнить критерии членства в союзе. 

На самом деле Турция не нужна ЕС, но ЕС нужен Турции. И самое отчетливое тому подтверждение - это своего рода «бесшумная революция», состоявшаяся благодаря проведенным Анкарой с 2001 по 2005 годы реформам, когда членству Турции в союзе оказывалась поддержка. Как только она была прекращена, темпы реформирования в значительной мере замедлились. Можно предположить, что, если бы такая поддержка сохранилась, то к настоящему моменту Турция уже давно выполнила бы критерии членства.

Также очевидно и то, что, допустив присоединение греческих властей Кипра к союзу и при этом различными способами перекрывая переговоры о членстве Турции, ЕС нарочно или невольно утрачивает свою «мягкую силу» в отношении Анкары, а также свой образ модели и внешней динамики, побуждающей стремление Турции обеспечить соответствие своей демократии и экономики нормам ЕС.