Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Забытая французами история: небольшой урок патриотизма

© East News / Brian Harris / eyevineКладбище, где похоронены погибшие на фронте в Эбютерне 10-13 июня 1915 года
Кладбище, где похоронены погибшие на фронте в Эбютерне 10-13 июня 1915 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выросшие в атмосфере материального благополучия новые поколения просто не могут понять, как можно отдать жизнь за родину. Да, мы активно вспоминаем про Первую мировую войну, выходят новые книги и фильмы, но какие-то стороны истории мы предпочитаем забыть. Не стоит навешивать современные ярлыки на нравственные представления наших предков, живших бок о бок со смертью.

С своей новой книге «История Франции от тени к свету» (L’Histoire de France de l’ombre à la lumière) историк Димитрий Казали рассказывает о тех сторонах истории, которые французы больше не изучают в школе. Кроме того, он говорит о французском триколоре и том, как его «присвоил себе» Национальный фронт, а также проводит сравнение между патриотизмом французов в 1914 году и тем, что мы видим сегодня. Неприятные истины...

Отдать жизнь за родину

Выросшие в атмосфере материального благополучия новые поколения просто не могут понять, как можно отдать жизнь за родину. Дух самопожертвования, чувство долга и честь — все эти ценности нужно поставить в контекст той эпохи, не навешивая современные ярлыки на нравственные представления наших предков. Это был мир с другими ценностями, мир, где война всегда была где-то неподалеку. Да, Первая мировая война стала гигантской мясорубкой (мы не устанем об этом твердить), однако у нее были и другие стороны, которые поборники политкорректности оттесняют в тень.

Патриотизм был неотъемлемой частью менталитета людей, передавался из поколение в поколение и крепко вбивался в головы в школах. Церковь на рубеже веков тоже играла в этом видную роль, для нее большое значение имели понятия подчинения и дисциплины.

Кроме того, стоит напомнить, что смерть в те времена была обычным делом: казни были обычным делом и все еще проводились в общественных местах. Толпы людей собирались, чтобы насладиться зрелищем. Подобная практика существовала вплоть до 1939 года, когда на нее, наконец, наложили запрет. Кроме того, тогда еще никто не подозревал о существовании синдрома посттравматического стресса, который, как нам сегодня известно, в той или иной степени возникает у каждого бойца.

В период с 1914 по 1918 год 600 солдат были расстреляны как пример для остальных. Да, некоторые из них действительно были осуждены несправедливо, а военные суды допускали ошибки, потому что их главной целью было заткнуть рты недовольным, раздавить все ростки бунта. Но были в числе осужденных и настоящие шпионы и преступники. Открывать сегодня их военные дела было бы настоящим абсурдом (к тому же многие из папок пусты или же вообще пропали). Кроме того, разве можно судить прошлое по меркам наших современных ценностей? Еще с древних времен солдаты принимают военное правосудие как необходимое средство поддержания дисциплины. Рассказы фронтовиков отражают эту традицию. «Это ужасно, но...», — именно так они зачастую описывают расстрелы. Любой, кто показывает спину врагу, считается трусом, и для солдата нет более страшного позора, чем бегство с поля боя.

Исчезновение героев

Последние несколько лет у нас чрезмерно активно вспоминают о Первой мировой войне: выходят все новые и новые книги, мемуары, художественные и документальные фильмы. В то же время французская интеллигенция испытывает нескрываемое презрение к великим французским генералам, чего совершенно нельзя сказать о других государствах. Эти суждения зачастую несправедливы и неумеренно гипертрофированы. Так, например, на маршала Фоша посыпались шишки за то, что тот не сумел предугадать роль авиации, хотя такая позиция совершенно логична с точки зрения технических возможностей той эпохи. Личность Фоша, который был в светской Франции с ее открытым антиклерикальным настроем ревностным католиком, говорит о том, что Республика в некоторых случаях может пойти против своих убеждений, чтобы поставить на высочайшие посты самых компетентных людей. Фош, наверное, был, самым популярным французом с 1918 года до самой смерти в 1929 году, однако сегодня о нем совершенно забыли во всех школьных учебниках. Эти пособия уделяют целые страницы геноциду армян 1917 года, работам немецкого художника-экспрессиониста Отто Дикса и битве при Вердене, но не говорят ни слова о маршале Петене. Это настоящий педагогический абсурд, ведь как можно объяснить приход маршала к власти в 1940 году, даже не упомянув о его ореоле героя Первой мировой войны? Как объяснить ученикам причины изменения отношения общественного мнения к Петену с 1940 по 1944 год, когда его непопулярность и ярко выраженный антисемитизм превратили бывшего героя в предателя родины?

Последние 30 лет о некогда блестящих героях Первой мировой войны старательно забывают. Теперь процесс «героизации» касается лишь простого фронтовика, которого считают главной жертвой войны. Страдающий солдат подменил собой победоносного генерала, которого прославляли еще с римских времен. Неизбежным следствием этого процесса становится тот факт, что солдат-жертва больше не является гражданином-патриотом в изначальном смысле этого слова, который прекрасно отражен в этом стихе Горация: «Сладостно и почетно умереть за родину». В 1913 году Шарль Пеги тоже поднял эту тему, которая еще имела особое значение для солдат: «Счастливы те, кто отдали жизнь за родную землю...»

Автор — историк, автор более чем 30 исторических работ.