Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Стрекочут цикады» — как французские парламентарии ездили в Крым

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Личная инициатива французских парламентариев, посетивших Крым, вызвала множественные реакции во Франции, Украине и России. Корреспондент RFI выясняла, что стоит за этой инициативой и почему именно сейчас десятка непокорных отправилась на аннексированный полуостров.

Личная инициатива французских парламентариев, посетивших Крым, вызвала множественные реакции во Франции, Украине и России. Корреспондент RFI выясняла, что стоит за этой инициативой и почему именно сейчас десятка непокорных отправилась на аннексированный полуостров.

Визит французских парламентариев в Москву и Крым стал для кремлевских СМИ глотком свежего воздуха. В загнивающей, декадентствующей Франции, где на каждом шагу если не гей-парад, то арабский рынок, нашлось десять политиков, способных составить счастье федерального российского телеканала.

«Поздняя прогулка по легендарной набережной Ялты. Французские парламентарии, не скрывая улыбок, общаются с жителями города. Даже говоря на разных языках, они понимают друг друга без переводчика», — рапортует корреспондент «Вестей». В этот момент на экране крупным планом появляется заместитель председателя комитета по международным делам и обороне во французском Сенате Ив Поццо Ди Борго в футболке с надписью «Обама, ты — чмо». Сенатор заливисто смеется. Кто-то голосом конферансье в шапито кричит: «Сенатор Ив Поццо Ди Борго!».

В твиттере центриста Поццо Ди Борго мелькают безмятежные крымские пейзажи. Море и сосны. Цветы и солнце. «Черное море синее, как Средиземное, и над ним стрекочут цикады», — делает подписи к фотографиям сенатор. Снимок в новой футболке он почему-то решил не размещать.

«Начать карьеру международного преступника»

Однако главный человек во французской делегации — вовсе не веселый сенатор Поццо Ди Борго. Депутат Национального собрания Тьерри Мариани не тратит времени на сувениры и открытки. Его цитаты о счастливых лицах крымчан и невозможности идти против истории разлетелись по всем российским СМИ.

Мариани, наверное, самый известный из правых пророссийских политиков во Франции. Он представляет правое крыло «Республиканцев» (бывшего «Союза за народное движение»), близок к экс-президенту Саркози и открыто признается в том, что занимается экономическим лоббизмом. Помимо России имеет тесные и давние связи с Казахстаном и Азербайджаном.

Вместе с главой РЖД Владимиром Якуниным Тьерри Мариани возглавляет ассоциацию «Франко-российский диалог», которая собственно и спонсировала визит французских парламентариев. Кроме того, как писала в ноябре 2014 года газета «Ведомости», Мариани связан с православным миллиардером Константином Малофеевым. Принадлежащий Малофееву «Маршал капитал» заключил партнерское соглашение с европейским фондом CFG для создания нового инвестиционного фонда с резервом от двух миллиардов евро. По данным издания, Мариани является членом экспертного совета CFG. Сам Мариани эту информацию категорически опровергает, однако признает, что лично знает Малофеева.

«Для меня Крым исторически русский. Точка. Нельзя бороться с историей. А если кому-то кажется, что это нарушение международного права, то, я очень горд в 56 лет начать карьеру международного преступника», — говорил Мариани накануне поездки на полуостров в интервью московскому франкоязычному изданию Le Courrier de Russie.

«После всего того, что мы здесь увидели и услышали, мы понимаем, что возвращение Крыма в Россию — это всего лишь историческая закономерность и следствие всей предыдущей истории», — повторял он на следующий день уже в Крыму.

«Дикая команда»

Официальный Париж путешествием возмутился. В МИДе Франции заявили, что «сожалеют» о визите парламентариев в Крым. Глава французской дипломатии Лоран Фабиус «шокирован». «Это позор», — говорил в пятничном эфире радиостанции France Info глава фракции социалистов в Национальном собрании Брюно Ле Ру. «Мне стыдно за Сенат и за Францию», — написал в фейсбуке председатель сенатской группы дружбы Франция-Украина Эрве Морей. «Дикой командой, нарушающей международное право», назвала французских парламентариев в Крыму глава комиссии по международным делам в Национальном собрании Франции, социалистка Элизабет Гигу.

Москва, наоборот, потирает руки, приветствует «смелость» непокорных парламентариев. «Я благодарю вас за смелый политический поступок — визит в стены нашего исторического здания», — цитирует ТАСС спикера крымского парламента Владимира Константинова. «Мы понимаем, какое их ждет сопротивление со стороны тех, кого я называю нашими "стратегическими друзьями"», — утверждает ездивший вместе с французами в Крым глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.

Семь из девяти политиков, сопровождающих Мариани в этой поездке, — члены партии «Республиканцы» Николя Саркози. Сам Саркози, недавно заявлявший о том, что жители Крыма сами решили присоединиться к России, поездку своих соратников одобрил.

Двое из однопартийцев Саркози, отправившихся в Крым, Клод Гоасген и Жак Мияр уже привлекли внимание французской прессы в феврале, когда они, вместе с двумя другими парламентариями, ездили в Сирию встречаться с президентом Башаром Асадом. «Во время нашей парламентской поездки в Сирию, все проходило по такому же сценарию, — объяснял Мияр в интервью Le Сourrier de Russie. — Мы организовали личную командировку, но МИД был ей страшно не доволен».

Клод Гоасген, со своей стороны, признался, что едет в Россию, «как Андре Жид».

«Всем руководят затейник или затейница»

В своем очерке «Возвращение из СССР», опубликованном в 1936 году, французский писатель Андре Жид восхищается совхозами («Образцовая конюшня, образцовый хлев, образцовый свинарник и в особенности современная гигантская птицеферма. У каждой курицы на лапе кольцо с индивидуальным номером»), московским парком Горького («Повсюду чувствуется радостное возбуждение. Здесь затеваются игры, чуть дальше — танцы. Обычно всем руководят затейник или затейница, и везде порядок»), а также, правда, с оговорками, сочинскими пляжами («Пляж — красивейший, но купальщики хотели от нас услышать, что ничего подобного у нас во Франции нет. Из учтивости мы не стали им говорить, что во Франции есть пляжи лучше, гораздо лучше этого»).

Ездил Андре Жид и в Крым: «Севастополь — последний пункт нашего путешествия. Несомненно, есть в СССР города более красивые и более интересные, но нигде еще я себя так хорошо не чувствовал».

Год спустя, правда, писатель опубликовал поправки к «Возвращению», в которых резко изменил тон («Я просветился уже после того, как была написана книга об СССР) и вспомнил о «тысячах сосланных… тех, кто не сумел, не захотел склониться так — и настолько, как это было нужно», а также о жертвах репрессий («Я вижу их, я слышу их, я ощущаю их вокруг себя»).

Респект для французов

В апреле 2015 года «Анонимный интернационал» опубликовал очередную порцию компромата — переписку, предположительно принадлежащую Тимуру Прокопенко  (одному из бывших лидеров «Молодой гвардии», а также чиновнику АП, курировавшему СМИ с 2012 по 2014 г.), с неким «Костей» (как пишет «Анонимный интернационал», им является Константин Рыков).

Хакеры утверждали, что реакция главы французских крайне правых Марин Ле Пен на референдум в Крыму была «простимулирована» российскими властями. После того, как Ле Пен признала итоги крымского референдума, в переписке появляется предложение «сделать французам какой-нибудь респект». Как писало издание Mediapart, через несколько месяцев, в сентябре 2014 года партия Национальный фронт получила кредит в Первом Российско-Чешском банке размером 9 миллионов евро. Сама Марин Ле Пен назвала выводы Mediapart о связи между этой перепиской и кредитом для Нацфронта «бредом» и заявила, что «ни с кем в России по поводу финансов не разговаривала».

Новые президентские выборы во Франции пройдут в мае 2017 года. Николя Саркози ждет реванша и готовит президентскую кампанию. К возвращению экс-президента в политику казна французских правых оказалась не готова: долг  партии «Республиканцев» составляет 69 миллионов евро. Остается понять, смогут ли французские парламентарии монетизировать свой экзотический жест.