Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа играет с Украиной в наперстки

© AP Photo / Mindaugas KulbisДональд Туск, Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Лаймдота Страуюма на саммите Восточного партнерства в Риге
Дональд Туск, Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Лаймдота Страуюма на саммите Восточного партнерства в Риге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сколько Европа потратила на поддержку экономики Украины с момента аннексии Крыма Россией и начала войны, направленной на дестабилизацию нового киевского правительства? Если коротко, то недостаточно. Евросоюз уже потратил 2,21 миллиарда евро, чтобы помочь Украине с ее бюджетом — это менее 1% от той суммы, которую еврозона потратила на финансовую помощь Греции.

Сколько Европа потратила на поддержку экономики Украины с момента аннексии Крыма Россией и начала войны, направленной на дестабилизацию нового киевского правительства?

Если коротко, то недостаточно. Успешная финансовая помощь Украине показала бы Кремлю и самим украинцам, что украинская экономика способна устоять, несмотря на давление России. Чтобы дать более обстоятельный ответ, нам необходимо разобраться в том, что представляла собой финансовая реакция Евросоюза на этот кризис.

Согласно новому отчету Европейской комиссии, Евросоюз уже потратил 2,21 миллиарда евро, чтобы помочь Украине с ее бюджетом — это менее 1% от той суммы, которую еврозона потратила на финансовую помощь Греции.

Кроме того, Евросоюз пообещал выделить еще 1,2 миллиарда евро в обмен на согласие Украины выполнить требования Международного валютного фонда, настаивающего на корректировке фискальной системы и структурных реформах. Евросоюз также предложил 355 миллионов евро на покрытие краткосрочного дефицита и на выполнение условий нового соглашения о торговле и ассоциации.

Существуют также и другие денежные транши, из которых складывается обещанная финансовая помощь Евросоюза Украине в размере 11 миллиардов евро, однако они поступают несколько странным образом. В отчете Еврокомиссии, к примеру, говорится  о 300-миллионном кредите от Euratom, европейского агентства, отвечающего за ядерную безопасность на континенте. О кредите агентства Euratom было объявлено в июле, однако решение о его предоставлении было принято в еще в 2011 году, задолго до аннексии Крыма Россией.

Не поймите меня неправильно. Этот кредит — хорошее вложение средств в экологическую безопасность Европы, и Украина в нем очень нуждается. Эта страна пережила самую страшную ядерную катастрофу, аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году, и уже давно нуждается в том, чтобы снизить свою зависимость от импорта российского газа. Таким образом, этот кредит достоин одобрения. Однако его вряд ли можно назвать ответом на текущий кризис.

Подобным же образом 3 миллиарда евро нашумевшего пакета финансовой помощи от Евросоюза поступают в рамках проектов, которые должны быть реализованы Европейским инвестиционным банком с 2014 по 2016 год. На самом деле за 17 месяцев с того момента, как Евросоюз объявил о финансовой помощи Украине, Европейский инвестиционный банк подписал несколько новых контрактов на общую сумму в 1,3 миллиарда евро. Среди них были контракты, касающиеся строительства заводов по очистке воды, договоренность о предоставлении кредитов малому и среднему бизнесу, ремонта транзитных участков газопровода и несколько проектов по восстановлению инфраструктуры, разрушенной в ходе конфликта на востоке Украины. Все это очень ценно.

Но действительно ли 3 миллиарда евро от Европейского инвестиционного банка представляют собой средства, выделенные специально на борьбу с последствиями кризиса? Или же банк воспользовался уже существующим финансовым пожарным шлангом? За 17 месяцев до 5 марта 2014 года, когда было объявлено о начале программы Европейского инвестиционного банка, этот банк подписал с Украиной новые контракты на общую сумму в 1 миллиард евро, что не слишком сильно отличается от суммы контрактов за следующие 17 месяцев и вполне вписывается в общую положительную динамику развития отношений.

Евросоюз уверен в том, что он многое делает для Украины. По словам его представителей, если сложить все вместе, то его поддержка выливается в «самую значительную финансовую помощь, когда-либо предоставленную Евросоюзом стране, не ходящей в его состав, за такой короткий срок». Нет никаких причин сомневаться в истинности этого заявления. Сейчас, когда Украина страдает от тяжелых финансовых кровопотерь, вливания средств Евросоюза, ВМФ и США, предоставленные ей к настоящему моменту, уберегли ее от гораздо более серьезных экономических проблем. Кроме того, Украина представляет собой особый риск для своих доноров: вливание денежных средств в страну с одним из самых коррумпированных бюрократических аппаратов в мире — это непростая задача.

Но подобные рассуждения занижают планку. Европа не сталкивалась с ситуацией, которая заключала бы в себе настолько серьезные стратегические риски, со времен холодной войны. Для сохранения здоровья континента в долгосрочной перспективе стабилизация Украины и заключение с Россией соглашения относительно границ ее права на использование влияния в соседних государствах не менее важно, чем сохранение Греции в еврозоне.

Более того, попытки убедить всех в том, что объемы финансовой помощи Украине больше, чем они есть на самом деле, настолько же опасны, насколько они привычны. Евросоюз не может позволить себе вселять надежды, а потом разбивать мечты такой хрупкой страны, как Украина — страны, которая пошла на огромный риск ради шанса на интеграцию с экономикой и политическими ценностями Евросоюза.

Европейская комиссия сделала все возможное путем относительно небольших затрат и попыталась немного замаскировать эту реальность, переименовав то, что уже существовало. Она бы сделала больше, если бы у нее было больше возможностей. Тем не менее, это должны решать правительства 28 государств–членов Евросоюза. Вместе с США им необходимо сделать все возможное, чтобы поддержать украинскую экономику.