Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внешняя политика Китая

китай парад флаг
китай парад флаг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Время, похоже, работает на Поднебесную. Если отбросить в сторону недобросовестные анализы, преломлённые, к тому же, через призму европейского эгоизма, следует напомнить, что Китай уже занимает прочные позиции на мировой арене.

Визит президента США Барака Обамы в Китай можно рассматривать как весьма точное отражение тех дипломатических усилий, которые уже давно предпринимают руководители этой страны, и особенно возросшего международного авторитета Поднебесной. Всего этого, конечно же, не могли не заметить в Белом Доме.


С 12 по 19 ноября хозяин Белого Дома в ходе своего азиатского турне посетил четыре страны. С одной стороны, это Япония, Южная Корея и Сингапур – союзники Вашингтона в регионе. Но, вне всякого сомнения, гвоздём программы был визит Обамы в Китай.


Вот уже давно отличительной чертой внешней политики Китая являются усилия по интеграции страны в «единый мир». При этом пекинские руководители намерены проводить многовекторную политику на международной арене с целью положить конец длительной гегемонии Вашингтона и его модели однополярного мира. В этом же ключе следует рассматривать и развитие экономики, чему китайские руководители уделяют самое пристальное внимание в своей международной деятельности, а также их курс на «мирное сосуществование».


Отношения между США и Китаем подвержены изменениям, которые последнее время происходят в Вашингтоне. Особенно это проявляется в поиске договорённостей по конкретным вопросам. Энергетика, изменения климата, мировой экономический кризис и глобальная безопасность – вот лишь некоторые из тем, которые неизменно фигурируют в повестках американо-китайских встреч.


Некоторые недавние шаги американской дипломатии также были положительно встречены в Пекине. Решение Обамы не принимать Далай-Ламу во время его последнего визита в США (это первый с 1991 года случай, когда американский президент не принимает его во время посещения страны) или значительно более умеренный тон американских руководителей, когда речь заходит о нарушениях прав человека в Китае – являются весьма многозначительными сигналами, посылаемыми Пекину.


Под этим же углом зрения следует рассматривать решения администрации Обамы «не возлагать какой-либо ответственности на китайские власти за изменения курса юаня» и молчание Белого Дома по поводу экономической помощи Китая Северной Корее, несмотря на санкции ООН.


Хотя Пекин и благосклонно смотрит на эти действия, но при этом полностью отдаёт себе отчёт в том, что Вашингтон предпринимает их исходя пережде всего из собственных интересов. Ввиду этого, некоторые китайские аналитики с определённым недоверием воспринимают попытке поставить Китай на вершину всемирной пирамиды: наделяя его подобным «преимуществом», они прежде всего добиваются большего участия Китая в решении определённых глобальных проблем, а это, как считают аналитики, весьма опасно в силу неимоверных расходов и усилий, которые тяжким бременем лягут на их страну.


Высокая дипломатическая активность последних недель побудила некоторых экспертов заговорить об «осеннем дипломатическом марафоне» Китая. За этот осенний месяц различные китайские руководители посетители Северную Корею, добившись важных соглашений о придании Корейскому полуострову статуса зоны, свободной от ядерного оружия, а также о предоставлении КНДР продовольственной и энергетической помощи. За этот же период заместитель председателя КНР Си Цзиньпин посетил по меньшей мере пять европейских государств, а делегация высокопоставленных китайских военных посетила США.


Но Китай активно играл не только на международной арене, но также и на своём поле. За указанный период Поднебесную посетили многие мировые лидеры. Так, визит премьер-министра Японии позволил оценить перемены, которые могут произойти в этой стране после победы на выборах Демократической Партии, и развитие японо-американских отношений, что, безусловно, отразится и на не всегда спокойных японо-китайских отношениях.


Следует упомянуть также визиты президента Южной Кореи и премьер-министра Вьетнама. Переговоры с вьетнамским премьером были в основном посвящены  урегулированию пограничных вопросах между двумя странами. Отдельной строкой нужно сказать о приезде нынешнего председателя правительства России Владимира Путина. Во время его пребывания были подписаны соглашения о военном и энергетическом сотрудничестве, подчёркивался «особый характер отношений между двумя странами». Возможность перехода на расчёты в рублях или юанях за энергопоставки может серьёзно поколебать существовашую до настоящего момента монополию доллара в этой области.


Китай продолжает заявлять о себе как об активном участнике международных организаций.
Вот лишь несколько наиболее наглядных примеров. Всё возрастающее значение Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которую некоторые уже пытаются представить как азиатское НАТО; попытки создания восточноазиатского сообщества, вызывающие серьёзную обеспокоенность у китайских руководителей, усматривающих в этом изменение соотношений сил в регионе в пользу США; положительный опыт объединений подобных БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в рамах которых страны с динамично развивающейся экономикой согласовывают свои позиции по различным вопросам.


Не следует недооценивать попыток, прдпринимаемых Китаем с целью направить в новое русло отношения с Евросоюзом, характеризовавшиеся в прошлом напряжённостью и разногласиями. Осуждение некоторым государствами Евросоюза политики пекинских властей в отношении Тибета или же отказ некоторых стран признать Китай страной с рыночной экономикой отнюдь не способствовали укреплению взаимных отношений. Встреча высших руководителей Китая и ЕС в Нанкине, намеченная на 30 ноября, может привести к сближению позиций. Не следует забывать, что на деле ЕС уже является главным торговым партнёром Китая.


Пекин колеблется между выбором в пользу нового международного формата, который некоторые уже определили как G-2 (США и Китай), и продолжением своей долгосрочной стратегии. Китайские руководители отдают себе полный отчёт в том, что усиление роли их страны на международной арене может привести к серьёзной внутренней дестабилизации.


Не прошли незамеченными и великолепные экономические результаты, достигнутые азиатским колоссом в разгар мирового финансового кризиса. Таким образом, основной характеристикой дипломатических и политических усилий китайских руководителей продолжает оставаться осмотрительность. Как подчеркнул недавно один китайский профессор, «наша страна должна продолжать двигаться вперёд, опираясь на собственные возможности и чётко продумывая те шаги, которые будут предприниматься в этом направлении».


Здесь звучит вековая философия Китая. Не спеша, но при этом не останавливаясь. Время, похоже, работает на Поднебесную. Если отбросить в сторону недобросовестные анализы, преломлённые, к тому же, через призму европейского эгоизма, следует напомнить, что Китай уже занимает прочные позиции на мировой арене. Осенний марафон – ещё одно испытание для китайских руководителей, понимающих, что придти к финишу можно лишь поддерживая тот ритм, который необходим данному организму.


Автор является сотрудником Баскской Группы Международного Анализа