Китайская программа пилотируемых полетов в космос имеет целью обогнать Соединенные Штаты за счет запуска современных космических кораблей и развертывания систем орбитальной дозаправки. Это должно произойти уже в 2016 году, когда американские астронавты будут еще летать в космос на российских космических кораблях.

Ван Вэньбао (Wang Wenbao), возглавляющий проектное бюро китайской программы пилотируемой космонавтики, дал в среду интервью, в котором раскрыл новые подробности по поводу растущих амбиций Пекина в освоении космоса.

Если еще двадцать лет назад у Китая вообще не было космической программы, то теперь он намерен занять в этой области лидирующие позиции, полагаясь на развитую сеть университетов, государственных исследовательских учреждений и предприятий.

Пользуясь неизменной поддержкой со стороны государства и имея в своем распоряжении более ста организаций и предприятий, вносящих свой вклад в проекты пилотируемого освоения космоса, Пекин твердо намерен осуществлять самостоятельные полеты в открытое космическое пространство. Не исключено, что это произойдет уже в конце текущего десятилетия. Китай накапливает потенциал и опыт, который позволит ему собирать большие космические корабли на орбите, поскольку только так можно отправлять пилотируемые аппараты вглубь Солнечной системы.

Флот американских космических челноков через несколько  месяцев будет списан, и Национальному управлению по аэронавтике и космическому пространству даже по самым оптимистичным прогнозам на протяжении нескольких лет придется прибегать к услугам России для доставки своих экипажей на Международную космическую станцию. Представители НАСА уже заявили, что они не ранее 2015 года смогут принять решение по поводу конструкции и проекта американской тяжелой ракеты-носителя.

Администрация Обамы продемонстрировала свое стремление к расширению международного сотрудничества в области пилотируемых полетов в космос. Руководитель НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden) сказал по этому поводу следующее: "Мы не сможем полететь на Марс, мы не сможем вернуться на Луну, если не наладим партнерство с другими странами".

В своем первом интервью  западным репортерам Ван Вэньбао заявил, что до 2016 года китайские астронавты должны тренироваться, осваивая манёвры стыковки орбитальных космических аппаратов и грузовых кораблей. Это будет прелюдия к "долговременной эксплуатации космической станции", сказал он. После этого экипажи будут проводить на борту "около полугода", добавил Ван Вэньбао.

В преддверии визита в Китай главы НАСА Болдена Ван Вэньбао дал понять, что Пекин готов к обсуждению различных форм сотрудничества. Учитывая "потребность в масштабных планах и большом бюджете" для космических миссий, Ван Вэньбао отметил важность "сотрудничества различных стран в освоении" открытого космоса.

Не вдаваясь в детали, он также заявил, что "на данный момент мы считаем возможным проведение совместного космического полета" американского и китайского экипажей. Но подробности такого полета пока не обсуждались.

Выступая на международном космическом форуме в США, Ван Вэньбао сказал, что его агентство недавно закончило отбор новой группы астронавтов, и что в числе отобранной семерки есть две женщины. Это первый такой случай для Китая. Пекин сосредоточил свои усилия на освоении космоса не только потому что это является мощным поводом для общенациональной гордости, но и по той причине, что космические полеты могут дать огромные преимущества в области коммерции и национальной безопасности.

Пользуясь тем, что центральное правительство умело и решительно проводит масштабную промышленную политику, китайские космические организации предпринимают амбициозные усилия по запуску многочисленных коммерческих и научных спутников, а также по разработке роботов-вездеходов, которые планируется отправлять на поверхность Луны.

Комментируя решение НАСА о сокращении расходов путем поиска коммерческих решений, китайский коллега Болдена сказал: "Мы понимаем те практические проблемы, с которыми сталкиваются американцы" в вопросах финансирования освоения космоса. По словам Ван Вэньбао, один из путей обеспечения финансовой доступности космических полетов – это активизация переговоров о международном сотрудничестве.