Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Азии меняется расстановка сил

Россия продала Китаю самолеты Су-35. США должны на это отреагировать

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сообщается, что Россия намерена продать Китаю сорок восемь своих самых передовых реактивных истребителей Су-35, и это подтверждает опасную тенденцию к изменению расстановки сил в восточноазиатском регионе. Дело не только в том, что у Китая появляется все больше самолетов, ракет, кораблей и подлодок, с помощью которых он сможет наводить свои порядки в регионе.

Сообщается, что Россия намерена продать Китаю сорок восемь своих самых передовых реактивных истребителей Су-35, и это подтверждает опасную тенденцию к изменению расстановки сил в восточноазиатском регионе. Дело не только в том, что у Китая появляется все больше самолетов, ракет, кораблей и подлодок, с помощью которых он сможет наводить свои порядки в регионе. Рост экономических и технических возможностей подталкивает Москву заключать сделки с самыми передовыми видами вооружений. Это означает, что США должны обращать больше внимания на сдерживающий потенциал своих собственных войск и войск союзников.

Примерно десять лет Москва не проявляла готовности продавать Китаю самые передовые системы, причем отнюдь не просто так. Как сообщал в начале этой недели Wall Street Journal, в 1990-х годах Пекин закупал у обанкротившейся Москвы истребители и ракеты, и китайцы сами разбирались в их устройстве. А теперь китайские заводы конкурируют с российскими в нижних секторах рынка.

Но чем ближе придвигается передний край развития технологий, тем сложнее собрать работоспособную копию, имея в своем распоряжении оригинал. Китайцы зависели от России в плане некоторых незаменимых деталей. Разрабатывать сложные системы с нуля они еще не умели. Поэтому перед китайцами встал выбор: либо выделить время и ресурсы на дальнейшее развитие собственных технологий (без гарантий, что вложения окупятся), либо согласиться покупать российскую продукцию, но в этот раз (предположительно) с более совершенной системой гарантии прав интеллектуальной собственности.

Перед русскими тоже стоит загадка — как сохранить за собой техническое преимущество. Деньги китайцев очень помогут им в развитии застопорившейся программы разработки истребителя пятого поколения. Так что, возможно, контракт на поставку Су-35 станет признаком установления новых конструктивных отношений.

Су-35 — самолет настолько передовой, что его называют представителем поколения «четвертого плюс», то есть имеется в виду, что превзойти его по классу способен только истребитель пятого поколения. В прошлом году администрация Обамы решила отказаться от дальнейшего производства единственного стоящего сейчас в строю истребителя пятого поколения — F-22. Вашингтон вряд ли сможет выделить свои F-22 для помощи союзникам в Азии, а значит — у Пекина появится как численное, так и техническое превосходство в регионе.

Из всех друзей США больше всего опасаться приходится Тайваню. Даже сейчас, по всей вероятности, Народно-освободительная армия Китая способна обеспечить себе превосходство в воздухе над островом. Это означает, что опасность возникновения эскалации и неправильного расчета в Тайваньском проливе возрастет.

Тайвань срочно должен нарастить свою мощь. Лучший способ сделать это — купить у США новые истребители F-16, которые дадут Тайваню хоть какой-то паритет перед Су-35, хотя лучше, конечно, поставить ему двухмоторные F-16. Это повлечет за собой временный разлад в отношениях между США и Китай, но ведь Китай наращивает свои военные расходы со скоростью, превышающей 10% в год, и если США откажутся от продажи, то Тайвань будет брошен на произвол судьбы.

Споры, ведущиеся в связи с подъемом Китая, сосредоточены вокруг того, действительно ли он является «державой статус-кво». Определить намерения китайцев невозможно, но рост его военной мощи неоспорим. Администрация Обамы должна действовать срочно, иначе не удастся сохранить баланс сил в Азии и сохранить за собой роль гаранта стабильности в регионе.