Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Регулируя спад военных связей России и Китая

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкРабочий визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Китайскую Народную Республику
Рабочий визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Китайскую Народную Республику
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI) пролил свет на одну из самых важных тенденций на международном рынке торговли оружием за последние десять лет: спад российских продаж вооружений Китаю. Причина этого краха проистекает из «обычной» напряженности, которая часто причиняет боль отношениям между великими державами.

Новый доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI) пролил свет на одну из самых важных тенденций на международном рынке торговли оружием за последние десять лет: спад российских продаж вооружений Китаю. Хотя дипломатические отношения между двумя державами остаются относительно прочными, их торговля оружием фактически рухнула начиная с середины прошлого десятилетия. Причина этого краха проистекает не из какого-то существенного политического конфликта между этими двумя государствами, а скорее из «обычной» напряженности, которая часто причиняет боль отношениям между великими державами. В то время как самое серьезное немедленное и непосредственное воздействие такой ход развития событий окажет на самих Россию и Китай, нарушение отношений в области торговли оружием между двумя странами - это далеко не конфликт местного значения. Большие военно-политические стратегии США, Индии и Японии в значительной степени зависят от степени здоровья китайско-российских отношений.

Китайский импорт вооружений из России страшно вырос в конце холодной войны, по мере того, как напряженность между двумя странами спадала и превращалась в потепление, а российская военно-промышленная отрасль отчаянно нуждалась в рынке сбыта, куда можно было бы направить излишки перепроизводства, унаследованные от Советского Союза. Российские военные технологии оставались достаточно опережающими китайские возможности, что означало, что Россия могла снабжать Китай относительно сложным вооружением по низкой цене. В список этого оборудования входило огромное разнообразие систем вооружений, включая надводные военные корабли, боевые авиаединицы, подводные лодки и огромное количество всевозможной вспомогательной аппаратуры. Китай также закупал лицензионные права на отечественное производство ряда видов оружия по российской технологии.

Эти системы оказали огромное воздействие на китайские военные возможности. Культурная революция и сопутствующие сбои и нарушения значительно отбросили развитие китайского военного сектора, который и без того начинал с крайне низкой базы. Во время второй половины холодной войны Китай зависел от советских систем вооружений, которые на 10-15 лет отставали от передовых советских же образцов. Фактически выравнивание с Соединенными Штатами после нормализации отношений помогло, но не обеспечило Народно-освободительную армию Китая (НОАК) крупномасштабными вливаниями нового военного оборудования и новой военной техники. Вооружения, в дальнейшем приобретаемые у постсоветской России помогли довести КНР до советских стандартов и также способствовали тому, что Китай быстро извлек ценные уроки и стал применять их для отечественного производства.

К середине прошлого десятилетия, однако же, факторы, которые делали связи столь сильными, стали ослабевать. Сложность и надежность китайской военной техники повысились, в то время как качество российского промышленного производства снизилось. Некоторые русские также стали выражать озабоченность растущей военной мощью Китая, многие пограничные вопросы в отношениях с которым остаются неразрешенными. Напротив, военные отношения между Россией и Индией, кажется, остаются относительно здоровыми, даже на фоне последних разногласий по поводу цены и графика поставки восстановленного и обновленного российского авианосца/авианесущего крейсера.

Также проблема прав интеллектуальной собственности принимает угрожающие размеры в китайско-российской торговле оружием. Россия сохраняет озабоченность тем, что Китай не будет уважать российские права интеллектуальной собственности в отношении оружия, переданного Китаю или лицензированного для производства в Китае. Эти опасения вполне обоснованны. Недостаточное уважение Китаем прав интеллектуальной собственности в гражданских сферах остается больным местом в отношениях страны с Соединенными Штатами. Более того, Китай явно скопировал российские системы вооружений, которые были переданы в прошлом. Хотя Россия и Китай неоднократно обсуждали проблемы, связанные с соблюдением прав интеллектуальной собственности в последние четыре года, способность и заинтересованность Китая в том, чтобы отвечать российским требованиям остается сомнительной. Проблему усугубляет тот факт, что Россия сейчас рассматривает Китай как главного конкурента на мировом рынке вооружений. Если Россия уверена, что продажи в Китай активно подорвут позиции ее собственного экспорта в остальном мире, тогда будущее китайско-российской торговли оружием выглядит мрачным.

Основные проблемы, поражающие российские-китайские отношения в области вооружений, по большей части связаны с растущей мощью и усиливающимся влиянием Китая. Российское отчаяние и китайская слабость очень хорошо совпали друг с другом в 1990-е годы, но по мере того, как обстановка в Москве, и особенно в Пекине, улучшились, напряженность неизбежно выросла. Проблема лежит не просто в российских опасениях по поводу силы Китая, но и в китайском «естественном» стремлении играть глобальную роль, которая была бы соразмерна его силе. Для Китая это означает стать крупным игроком на международном рынке вооружений, не говоря уж об игнорировании требований Москвы и Вашингтона, чтобы он реформировал свою политику в области прав интеллектуальной собственности.

Способность Китая и России продуктивно сотрудничать по вопросам безопасности имеет очевидные последствия для американской большой военно-политической стратегии. Если Китай и Россия станут стратегическими партнерами, а не конкурентами, как предполагают некоторые аналитики, тогда Соединенные Штаты столкнутся с трудной задачей планирования конкуренции в Тихом океане. Разумеется, Китай и Россия разделяют определенные геополитические интересы. Как отмечается в докладе SIPRI, оба государства стремятся получить тихую, мирную и зависимую Среднюю Азию, и оба нервничают относительно американских интересов и возможностей в Евразии. Сотрудничество также остается возможным по некоторым системам вооружений. Авиационные двигатели китайского производства, например, испытывают проблемы с надежностью гораздо чаще и в гораздо больших масштабах, чем их российские аналоги.

Однако будущие перспективы образования китайско-российской оси должны рассматриваться с большой долей скептицизма. По иронии судьбы, одним из способов усугубить напряженность между Россией и Китаем для Евросоюза может стать снятие его эмбарго на поставки оружия, ранее введенного в отношении КНР. Если у Китая появятся альтернативные поставщики для многих видов оружия, которые он продолжает закупать у России, и то, что пока осталось от российско-китайской торговли оружием, может окончательно сойти на нет.

Политические последствия более тесного оборонного сотрудничества между Китаем и ЕС могут быть далеко идущими и непредсказуемыми. С одной стороны, желание удержать долю китайского рынка может заставить Евросоюз более склонным к тому, чтобы приспособиться к провокационной или неудобной китайской военной активности. Техника и оборудование Евросоюза также увеличат уровень сложности китайского арсенала. С другой стороны, у Китая появится сильный стимул поумерить свое поведение с целью предотвратить восстановление эмбарго. Более прочные отношения с ЕС дадут Китаю что-то такое, что он будет ценить, а Евросоюзу (а впоследствии и Соединенным Штатам) они дадут что-то, чем они смогут угрожать.

Американские политики в целом сконцентрировались в первую очередь на потенциальных недостатках, и в результате высказались за сохранение эмбарго. Однако двойная перспектива сделать Китай более зависимым от ЕС и способствовать дальнейшему вбиванию клина между Китаем и Россией должна оказать воздействие на стратегических планировщиков в Вашингтоне. Вместо этого американские политики позволяют краткосрочным издержкам отвлечь их от долгосрочных выгод.

Доктор Роберт Фарли (Robert Farley) – адъюнкт-профессор Паттерсоновской Школы дипломатии и международной торговли Университета Кентукки. В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела.