Москва - Ускоренное развитие экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока - одна из приоритетных задач России на обозримую перспективу. Об этом в интервью агентству Синьхуа заявил декан факультета мировой политики Московского государственного университета, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН Андрей Кокошин. Он отметил, что реализация проекта по повышению уровня экономического развития этих регионов позволит России активнее участвовать в интеграционных процессах в АТР.

По словам А. Кокошина, возможны несколько вариантов создания институтов развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Начало уже положено - создан пост министра по развитию Дальнего Востока. Сейчас речь идет о том, чтобы либо сформировать специальную госкорпорацию по развитию регионов, либо придать дополнительные функции и выделить дополнительные ресурсы Внешэкономбанку как государственному институту развития. Существует и несколько точек зрения относительно того, какие функции должны быть у корпорации, но она должна обладать соответствующими ресурсами, возможностями вложения, прежде всего, в инфраструктуру: транспортную, информационно-коммуникационную и социальную.

Читайте также: Китай и Россия будут развивать экономику Сибири

Корпорация должна обеспечить привлечение высококвалифицированной рабочей силы, так как в рекомендациях и разработках речь идет об использовании самых высоких технологий, даже в сырьевых проектах. Предполагается привлечение рабочей силы из других регионов России, а также из Беларуси, Казахстана и Украины.

В то же время, как отметил А. Кокошин, нужно учитывать, что механизмы обеспечения притока населения почти те же, что и для предотвращения оттока. «Если будет решена проблема инфраструктуры, дешевого доступного жилья, хорошего уровня образования, медицинского обслуживания, если культура будет развиваться должным образом и если, самое главное, будут рабочие места с достойной зарплатой, то мы обеспечим приток населения. Но сейчас самая главная задача - остановить отток, для чего нужно быстро разворачивать те проекты, которые есть у многих наших государственных и частных компаний», - подчеркнул эксперт.



Также по теме: Сибирский вызов царя Путина - «Я вновь заселю эти земли»

По его данным, население Дальневосточного федерального округа к началу 2011 года сократилось по сравнению с 2000 годом на 600 тыс. человек, Сибирского федерального округа - на 1,2 млн., миграционный отток по двум округам в 2000-2009 годах составил 525 тыс. человек. Отток связан как с экономическим положением региона (нет достаточно сильных импульсов развития экономики, реализации проектов), так и с социальной обстановкой (недостатки в развитии транспортной инфраструктуры, высокая цена билетов с Дальнего Востока и Восточной Сибири в европейскую часть России). Поэтому в эти регионы придется вкладывать значительные государственные ресурсы, считает А. Кокошин.

Он отметил, что к настоящему времени разработан набор проектов, которые уже присутствуют в программах, которые были утверждены правительством: одна - по Дальнему Востоку и Забайкалью, вторая - по развитию Сибири. Это проекты в области угледобычи, в нефтегазовой сфере, а также связанные с разработкой рудных месторождений. «В своих разработках мы делаем упор на развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологичного сельского хозяйства. Даже под сырьевые проекты надо создавать в этих регионах специальные промышленные производства, так как для горнодобывающей промышленности требуется самое современное оборудование», - сказал эксперт.

Читайте также: Шойгу предложил перенести столицу в Сибирь

Планируется также строительство дополнительных железных дорог на севере с выходом на Магадан, расширение Транссиба и его возможностей, а также строительство местных железнодорожных линий. Сложнее дело обстоит с БАМом (Байкало-Амурская магистраль), там очень тяжелые объекты для строительства - много дорогостоящих горнопроходных работ. «Вообще железные дороги будут нести очень большую нагрузку применительно к задачам перевалки сырьевых и прочих грузов», - считает А. Кокошин.

Кроме того, предполагается развивать портовое хозяйство. В основном речь идет о расширении портов, повышении их пропускной способности. «Каждый проект будет требовать определенных решений на межправительственном, межгосударственном уровнях, поскольку речь идет об очень крупных вложениях, о рисках, которые всегда существуют при таких вложениях. Это сырьевые и инфраструктурные проекты, период окупаемости которых гораздо больше, чем в пищевой промышленности или фармацевтике», - констатировал эксперт. Поэтому, по его мнению, государство должно выступать не только стимулятором, но и страховщиком бизнеса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.