Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каковы перспективы реформ Ким Чен Ына?

© REUTERS / Bobby YipЛидер Северной Кореи Ким Чен Ын
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В любой стране процессу передачи властных полномочий предшествует период приготовлений, но и потом должно пройти некоторое время, пока все компоненты системы не найдут свое место, и Северная Корея – не исключение. Чтобы проводить реформы, необходим авторитет, и если над реформами нет жесткого контроля со стороны влиятельного лидера, то очень легко потерять первоначальный темп: реформы забуксуют, увязнут в море трудностей или же попросту окончатся ничем.

1 января 2013 года главный лидер КНДР Ким Чен Ын выступил по радио и телевидению с новогодним обращением к нации, в котором изложил основные направления внутренней и внешней политики. Многое в этом послании заставляет людей надеяться на то, что новый лидер все же выведет страну на дорогу реформ: его отец, предыдущий Великий руководитель, ограничивался лишь письменными новогодними поздравлениями; отмечают и разительный контраст между прошлогодними резкими заявлениями в отношении Южной Кореи и тоном обращения этого года, который полон теплоты и надежд. Ким Чен Ын находится у власти уже более года, теперь силы для рывка уже накоплены, и постепенно путь реформ, на который может ступить его страна, становится все более ясным.

Все звезды сошлись


В любой стране процессу передачи властных полномочий предшествует период приготовлений, но и потом должно пройти некоторое время, пока все компоненты системы не найдут свое место, и Северная Корея – не исключение. Чтобы проводить реформы, необходим авторитет, и если над реформами нет жесткого контроля со стороны влиятельного лидера, то очень легко потерять первоначальный темп: реформы забуксуют, увязнут в море трудностей или же просто окончатся ничем. С момента прихода к власти в конце 2011 года, Ким Чен Ын непрестанно наращивал свой политический авторитет и укреплял свой контроль над ситуацией в стране, и это – самая важная переменная в задаче по проведению реформ.

Во-первых, в стране произошли глубокие изменения в системе распределения сил: была серьезно ограничена власть военных. Порядки периода Ким Чен Ира уже, в целом, отошли в прошлое: новому лидеру, который отлично понимает политическую силу оружия, удалось обратить политический потенциал армии себе на службу. Ким Чен Ын, по сути, старается поставить военные круги под контроль Трудовой партии. В одной из своих речей он, отмечая политическую важность армии, особенно выделил тот факт, что военные должны помнить о своей преданности партии и ее лидерам. Внезапный запуск в конце прошлого года ракеты “Ынха-3”, успешно выведшей на расчетную орбиту спутник “Кванмёнсон-3”, еще больше укрепил положение и авторитет молодого лидера в военных кругах.

Во-вторых, зашла в логический тупик политика сонгун, подразумевающая первенство армии во всех делах. На общегосударственном уровне с ее помощью, конечно, можно достичь многого, но она неспособна накормить народ. Благосостояние экономики зависит от множества находящихся во взаимосвязи компонентов. В КНДР необходимо провести оптимизацию использования природно-ресурсной базы, но если делать это отрекаясь от рынка, свободной ценовой политики и других экономических средств, то вряд ли удастся серьезно поднять уровень производительности труда. Северная Корея уже давно “обменивает” свой ядерный потенциал на предоставление продовольственной помощи, но долго так продолжаться не может. В своей поздравительной речи молодой лидер КНДР сделал особенный упор на задачу повышения уровня жизни в стране: это подразумевает, что в стратегии управления государством происходят глубокие перемены.

В-третьих, ситуация в Северо-Восточной Азии благоволит переменам. В 2012 году серьезные перестановки произошли во властной структуре и Китая, и Японии, и Южной Кореи, и Америки, а это значит, что сейчас они заново определяют свою позицию по Северо-Восточной Азии. Новый президент Южной Кореи Пак Кын Хе выступает за политику мирного разрешения корейского вопроса. Ее мать погибла в результате атаки со стороны северокорейских спецслужб, однако Пак Кын Хе была способна не только отправиться в Пхеньян на переговоры с Ким Чен Иром, но и делать это с улыбкой на лице. Сам Ким Чен Ын в своем новогоднем обращении призвал обе стороны строго соблюдать уже достигнутые договоренности и соглашения. Смогут ли Пак Кын Хе и Ким Чен Ын отринуть прошлые обиды, существующие между двумя странами, и найти какой-то компромисс в корейском вопросе – еще один важнейший вопрос, от которого зависит будущее северокорейских реформ.

Итак, сейчас все звезды сошлись для того, чтобы реформы оказались успешными, и возможности Ким Чен Ына по проведению реформ становятся шире день ото дня. Однако какой путь реформ он выберет?

От политики “армия превыше всего” к политике “экономика превыше всего”

В любой настолько политизированной стране, как КНДР, на начальном этапе реформ лучше всего придерживаться политики “менять форму, не меняя содержания”, чтобы не вызвать резкого противодействия со стороны старых элит. Ким Чен Ыну требуется поменять всего лишь одно слово, чтобы запустить машину реформ: перейти от политики “армия превыше всего” к политике “экономика превыше всего”. В своем новогоднем обращении молодой лидер КНДР сказал: “С той самой энергией, с тем самым энтузиазмом, с которым мы вышли в космос, нам следует открыть новую эпоху, в которой КНДР будет могучей державой с процветающей экономикой”. Таким образом, несмотря на то, что Ким Чен Ын не отказался полностью от идей сонгун, теперь, по крайней мере, экономике будет уделяться не меньшее внимание, нежели военным силам.

Основной преградой, основной ловушкой на пути развития КНДР всегда было постоянное чувство опасности. Но стоит лишь гарантировать стране внешнюю безопасность, как политический авторитет военных начнет снижаться и откроются пути для экономических преобразований. Запуск ракеты “Ынха-3” свидетельствует о том, что теперь у КНДР есть свое оружие дальнего действия, способное поражать, в том числе, и Америку, что фактически означает, что Северная Корея получила свой ядерный щит. О появившемся чувстве собственной защищенности свидетельствует тот факт, что в своем новогоднем обращении Ким Чен Ын не только не называет Южную Корею врагом КНДР, но и выражает желание сделать свой вклад в установление стабильности в регионе и мира во всем мире.

В стратегическом плане Ким Чен Ын делает упор на авторитет Трудовой партии. Когда он обращался к народу с торжественной речью, на экране не раз возникало основное здание ТПК, и это происходило не просто так. С одной стороны, таким образом он укрепляет свой авторитет в качестве лидера партии, а с другой стороны положение партии в стране, выводя ее из под фактического контроля военных кругов и сосредотачивая в ней фактическую власть.

КНДР – своего рода “черная дыра” в сети экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Экономические реформы - не только способ повысить способность страны к самообеспечению, но и возможность заполнить пустующую дыру в экономической сети региона. Внутри страны экономические преобразования примут вид “реформ приращения”, которые не должны встретить слишком сильного сопротивления, а вне страны такие преобразования – скоростная магистраль к выходу в мир. Неважно, Америка или Южная Корея – все они будут только рады видеть переход КНДР к рыночной экономике. В изолированной же стране никакие экономические санкции не принесут желаемого результата.

Конечно, любая реформа заключает в себе определенный риск, но сейчас Ким Чен Ын уже должен был сформироваться как человек, способный справиться с любым риском. По сути, для проведения реформ все готово, нужны лишь ум и напор. Возможно, Ким Чен Ыну как раз осталось лишь взяться за дело реформирования страны с той самой “энергией, с которой мы вышли в космос”. Если это действительно произойдет, то, как в истории КНДР, так и в истории всей Северо-Восточной Азии будет открыта новая страница.

Автор – старший научный сотрудник института международных отношений Цзилиньского университета.