9 сентября 2014 года из аэропорта Ниигата вылетел Sukhoi Superjet 100 с 80 пассажирами на борту. Он стал подниматься, направляясь в сторону Хабаровска. Когда самолет набрал высоту, перед глазами открылся красивый пейзаж: на Востоке показалась полная луна, а на Западе - заходящее солнце. Менее чем через два часа самолет приземлился в Хабаровске.

В период с июля по сентябрь прошлого года авиакомпания «Якутия» осуществила 30 чартерных рейсов из Ниигаты в Хабаровск и Владивосток. Я принял участие в туре «Крылья дружбы», воспользовавшись одним из этих рейсов.

Четыре года назад между российским Дальним Востоком и Ниигатой существовали регулярные рейсы. Первый регулярный рейс между Хабаровском и Ниигатой был открыт еще в 1973 году. В период холодной войны этот рейс связывал Россию и Японию, поэтому аэропорт Ниигата называли «окном на Дальний Восток».

Тем не менее, в 2010 году появился рейс из Токио во Владивосток, в связи с чем количество рейсов из Ниигата сократилось. В 2011 году в результате аварии на АЭС «Фукусима-1» в страну стало приезжать меньше иностранных туристов, и регулярные перелеты на российский Дальний Восток, которые осуществлялись в течение 40 лет, были отменены.

Администрация префектуры Ниигата провела множество переговоры с авиакомпаниями и агентствами с тем, чтобы сохранить рейсы в Россию. Летом 2013 года авиакомпания «Якутия» начала выполнять чартерные рейсы.

«Пока есть только чартерные рейсы, но в будущем должны вновь появиться регулярные», — говорит вице-губернатор префектуры Ниигата Хидэё Ханадзуми (Hideyo Hanazumi), летевший со мной одним рейсом. На следующий день после прилета он встретился с властями Хабаровска и провел переговоры с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Александром Левинталем. Левинталь с улыбкой на лице подчеркнул, что регулярные рейсы возобновить совершенно необходимо.

В 1965 году Ниигата и Хабаровск стали городами-побратимами. В этом году они отметят 50-летний юбилей этих отношений. Поскольку из порта Ниигата автомобили с пробегом экспортируются на Дальний Восток, российские бизнесмены часто посещают город. Администрация префектуры придает особое значение этим историческим отношениям, поэтому рейсы всегда осуществляли только российские авиакомпании.

Тем не менее пассажиропоток уменьшился. В течение трех месяцев перед отменой рейса он составлял всего лишь 20,7%. Чартерные рейсы, которые вновь соединили города этим летом, заполнялись на 52,3%. Японское представительство «Якутии» заявило о том, что для возобновления регулярных рейсов необходимо увеличение пассажиропотока.

Александр Левинталь подчеркнул, что в настоящее время люди летают из токийского аэропорта «Нарита», поэтому обеим сторонам необходимо продумать, зачем сейчас нужен рейс в Ниигату. Он добавил, что регулярный рейс будет необходим, если активизируются отношения между Россией и Ниигатой. Будут ли реализованы эти идеи? Это зависит от успешности выстраивания взаимоотношений между российским Дальним Востоком и Ниигатой.

После отмены регулярных рейсов прошло четыре года. Власти, горожане и бизнесмены прилагают усилия к тому, чтобы возобновить прежние связи. Помогут ли им в этом «Крылья дружбы»?