Недавно пресс-канцелярия Госсовета КНР (китайского кабинета министров — прим. ред.) опубликовала «Белую книгу» «о пути развития Тибета». Это не первое такое издание о Тибете, выпущенное китайским правительством. Точнее — это уже 13-й выпуск доклада с 1992 года, когда Госсовет впервые попытался оправдать свою позицию по вопросам «собственности и прав человека». Особенность последней редакции доклада наилучшим образом была охарактеризована Центральной тибетской администрацией в Дхарамсале (город в Индии (штат Химачал-Прадеш), где проживает Далай-лама и находится так называемое «правительство Тибета в изгнании» — прим. ред.): «В нём пытаются умалить роль Его Святейшества Далай-ламы, ставят под сомнение его искренность в общении с Китаем. Его Святейшество, восхваляемый по всему миру и почитаемый тибетским народом, не нуждается в каких-либо сертификатах со стороны китайского правительства».

Удивляет, почему тибетский лидер подвергается таким жестким нападкам, в то время как многие в Китае осознают, что если Пекин желает найти решение тибетского вопроса, далай-лама, вне всякого сомнения, — лучшая ставка китайского правительства. Однако при внимательном прочтении пространного документа становится ясно, что для коммунистического режима не существует какого-либо «тибетского вопроса», а на «крыше мира» у них всё в порядке и замечательно. В то же время Пекин предупреждает: «Колёса истории вращаются, и волны времён неодолимы. ...Любой человек или сила в попытке противостоять волне будут попросту отброшены в сторону историей и народом».

Можно только согласиться с Пекином, за исключением одного момента: он неверно определяет, куда идут эти волны. Демократия, свобода мысли и слова являются общепринятыми понятиями повсюду на планете, но только не в Китае, который, похоже, включил задний ход. В «Белой книге» Далай-ламе предлагается «отбросить иллюзии» относительно переговоров о будущем статусе Тибета. По мнению Пекина, Далай-лама плохо понимает ситуацию в современном Тибете, но сохраняет «сентиментальную привязанность к старому теократическо-феодальному рабству».

Си Цзиньпин прибывает в Лхасу на празднование 60-летия «мирного освобождения» Тибета, 2011 год


В «Белой книге» заявляется: «Единственная разумная альтернатива для Далай-ламы и его сторонников состоит в признании того факта, что Тибет с древних времён является частью Китая, а также отказе от попыток расколоть Китай и добиваться независимости Тибета. ...Центральное правительство [Пекин] надеется, что Далай-лама ...воспримет эту реальность в оставшиеся годы своей жизни».

Постулат, что Тибет с древности является частью Китая, порождает серьезный вопрос: а что есть Китай? Несколько лет назад Гэ Цзяньсюн (Ge Jianxiong), директор Института исторической географии Китая при Фуданьском университете в Шанхае, в статье, опубликованной в China Review, заявил: «Когда мы задаемся вопросом, насколько велик был по размерам Китай в VIII веке, и говорим о границах Танской династии, то мы не можем включать в него Цинхай-Тибетское нагорье. [Тибет] был суверенным и независимым от династии Тан».


Гэ идёт дальше и ставит под вопрос само понятие «Китай»: «Прежде всего, слово „Китай“ („Чжунго“) стало официальным названием нашей страны только с основанием в 1912 году Китайской республики. До этого у понятия „Чжунго“ не было четкой привязки. Концепция „Китая“ продолжала расширяться. Сначала так обозначали центральные равнины Китая, но понятие с тех пор разрослось и теперь применяется в целом ко всей стране...»

Опубликование «Белой книги» власти приурочили к празднованию 50-й годовщины образования Тибетского автономного района (ТАР). В 1965 году Тибет был разделен на пять областей, из которых Южный и Западный Тибет стали Тибетским автономным районом, в то время как остальные части исторического Тибета были официально включены в состав китайских провинций Юньнань, Сычуань, Ганьсу и Цинхай.

В «Белой книге» категорически отвергается концепция исторического «Большого Тибета», а также требование Далай-ламы о включении всех населённых тибетцами районов в единую административную единицу. Пекин также осуждает предложенный Далай-ламой подход «срединного пути», суть которого состоит в стремлении к подлинной автономии для «крыши мира». Все это — просто потому, что Китай считает, что конечная цель Далай-ламы — достижение независимости (что он не устает раз за разом отрицать). Пекин также не может смириться с тем фактом, что религиозный лидер самолично принял решение об упразднении института Далай-ламы. Такое может решить только партия!

В ряде случаев Пекин вменяет Далай-ламе заявления, которых он никогда не делал. Например: «Красные ханьские коммунисты были змеей, которую мы пригрели на груди... китайцы — психопаты, ... они безжалостно пытали нас, тибетцев, и обращаются с нами как со скотом».

Еще более серьезный аспект пекинской политики — постоянное искажение истории. Взять хотя бы Тибетское восстание марта 1959 года, когда на защиту Далай-ламы встало всё население Лхасы. В Пекине заявляют: «В 1959 году сторонники Далай-ламы организовали крупномасштабное вооруженное восстание против официальных представителей Центрального правительства, направленных в Тибет, и вырезали местных тибетцев, поддержавших демократические реформы».

Тибетцам эти события запомнились иначе: «В ходе операции по подавлению протестов, которая началась после национального восстания, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) за три дня уничтожила от 10 до 15 тысяч тибетцев». Правительство в Дхарамсале цитирует китайский источник, секретный доклад политотдела Тибетского военного округа 1960 года, в котором признаётся, что «с марта 1959 года по октябрь 1960 года только в Центральном Тибете было уничтожено 87 тысяч тибетцев».

Дхарамсала подтверждает, что, согласно собранной ими информации, в 1949-1979 годах погибло более 1,2 миллиона тибетцев. В 1960 году эти факты в своем докладе по Тибету подтвердила Международная комиссия юристов. Пару десятилетий назад я своими глазами видел в Дхарамсале документы, свидетельствующие о жертвах тех трагических лет. Возможно, пришло время, чтобы Центральная тибетская администрация перестала робеть и, опубликовав эти архивные данные, показала миру, что же на самом деле произошло в Тибете. Пока остается только наблюдать за событиями в Тибете с иронией.

Китайские военные на улице Лхасы


Когда была выпущена «Белая книга», на китайском официальном веб-сайте vtibet.com появилась информация о реставрации дворца в поселении Тронкханг округа Ньингчи, где, как утверждается, родился Далай-лама XIII Тхуптэн Гьяцо. Глава Тибета, которого пекинские власти почтительно называют «Великий Тринадцатый», всю жизнь боролся за превращение Тибета в независимое государство. Об этой «детали» в Пекине сейчас забыли. Вызывает улыбку и то, что по результатам «Обзора экономической жизни» китайского телевидения Лхаса пятый год подряд была объявлена городом с наивысшим в Китае рейтингом счастья. Однако не уточняется, к кому относится понятие «счастье», — к мигрантам-ханьцам или местным тибетцам? Печально, что пока ничего не меняется, двери для Далай-ламы, похоже, остаются закрытыми.

Для Индии, которая никогда не подвергалась критике в «Белой книге», этот документ имеет немалую важность. Он демонстрирует, что, несмотря на заявления о том, что КНР стала «нормальным» государством и державой, стремящейся быть лидером Азии (например, в двух проектах «Нового шелкового пути» или при создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций), Китай в общем-то остаётся феодальной страной в вопросах свободы, плюрализма и истории.

Когда в следующем месяце премьер-министр Моди посетит Китай, он может гордиться своей страной: Индия преуспела в развитии и экономическом росте, и её граждане при этом остаются свободными людьми. В Китае это не так.

Автор — видный французский журналист, историк, специалист по индийско-китайским отношениям, автор книг по тибетскому вопросу.