Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как ЦРУ обманули Тибет

Старший брат Далай-ламы Гьяло Тондуп рассказывает о попытках выживания Тибета как культуры

© AP PhotoДалай-лама (третий справа) с семьей в Дели, 1956 год, слева направо: мать Далай-ламы, его старшая сестра, старший брат Тубтен Норду, старший брат, брат Гьяло Тондуп, младшая сестра, младший брат
Далай-лама (третий справа) с семьей в Дели, 1956 год, слева направо: мать Далай-ламы, его старшая сестра, старший брат Тубтен Норду, старший брат, брат Гьяло Тондуп, младшая сестра, младший брат
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В книге «Изготовитель лапши из Калимпонга» изложены повороты истории об отчаянной борьбе Тибета за выживание как культуры и народа. Эту историю рассказывает старший брат Далай-ламы Гьяло Тондуп, один из ключевых фигур в борьбе тибетцев. О некоторых вещах, описанных в этой книге, ранее не говорили ни разу: например, автор рассказывает о шпионских играх, в которые Тибет играл с ЦРУ.

В книге «Изготовитель лапши из Калимпонга» изложены противоречивые хитросплетения и повороты истории об отчаянной борьбе Тибета за выживание как культуры и народа. Эту историю рассказывает старший брат Далай-ламы Гьяло Тондуп (Gyalo Thondup), один из ключевых фигур в борьбе тибетцев. В ней описываются три её основных этапа: вооруженное противостояние китайскому правлению, постановка тибетского вопроса в ООН и поиски компромисса и диалога с Пекином. Гьяло Тондуп играл важную роль на всех этих этапах. Его рассказ о борьбе Тибета является прекрасным вкладом в растущий массив литературы о тибетском сопротивлении и об участии в нём ЦРУ.

Об истинной подоплеке некоторых событий, которые описывает автор, раньше не говорили ни разу. Единственными другими тибетцами, поведавшими эту историю целиком, помимо автора, являются ныне покойный Ламо Церинг (Lhamo Tsering), написавший фундаментальный труд «Сопротивление», и его сын Тенцинг Сонам (Tenzing Sonam), снявший убедительный документальный фильм «Театр теней: ЦРУ в Тибете». Помимо них, этот аспект борьбы Тибета освещали лишь оперативники ЦРУ и американские писатели, заинтересованные в этой теме. Рассказ Гьяло Тондупа о шпионских играх, в которые Тибет недолго играл с ЦРУ, является авторитетным взглядом тибетца на этот эпизод борьбы тибетцев.

В книге «Изготовитель лапши из Калимпонга» рассказывается о самом конце «большой игры» в её новом воплощении — холодной войне. Игроки сменились, но геополитические цели остались прежними: имперская экспансия и стремление предотвратить её. Тибет стал естественным предметом вожделений великих держав из-за географического расположения и размеров. Тибетское плато уходит почти на три мили в небо (горные хребты поднимаются выше, однако средняя высота цоколя Тибетского нагорья действительно составляет 4500 с лишним метров — прим. ред.), простирается на два с половиной миллиона квадратных километров, с трёх сторон его окружают высочайшие в мире горные цепи. В те дни Тибет представлял собой наиболее защищённое место во всем мире.

В эпоху «Большой Игры» ключевыми игроками здесь были Британская Индия и царская Россия. Российская экспансия в Центральную Азию заставила Лондон беспокоиться о том, что Россия может прийти в Индию. «Упреждающая политика» вице-короля лорда Керзона привела к вторжению британцев в Тибет в 1904 году. В Лхасе британцы не обнаружили доказательств российского влияния, но одним из непреднамеренных последствий вторжения стали опасения Цинского Китая о возможности вторжения на его территорию, что называется, со своего «заднего двора». Чтобы предотвратить такое развитие событий, в 1910 году маньчжурские войска направились в Лхасу для установления постоянного китайского присутствия в Тибете.

Тем не менее в 1911 году Цинская династия была свергнута, и тибетское правительство выпроводило размещённые в Лхасе маньчжурские войска. Однако объединённый и возрождённый коммунистический Китай претворил в жизнь маньчжурские претензии на Тибет, захватив его в 1949-1950 годах. Гьяло Тондуп повествует о генезисе тибетского сопротивления и об усилиях, которые предпринимали он и его команда, чтобы заручиться международной поддержкой. Эта новая игра, в которую оказался вовлечен Тибет, называлась холодной войной, борьбой за влияние между капиталистическим и социалистическими лагерями. В этой борьбе ЦРУ, которое рассматривало Тибет как разменную монету, пришло на помощь неохотно. Американцы не были уверены ни в стратегической ценности Тибета, ни в значении тибетского сопротивления и даже не знали, где вообще расположен Тибет: в книге Микеля Данэма (Mikel Dunham) «Воины Будды» рассказывается история о том, как заместитель главы Оперативной группы по Тибету в штаб-квартире Лэнгли Джон Грини (John Greaney) помогал директору ЦРУ Аллену Даллесу (Allen Dulles) найти Тибет на карте.

«Даллес спросил меня: „Итак, где находится Тибет?“ Мы встали на кожаный диван в его офисе, где на стене висела карта мира от журнала National Geographic, он показал на Венгрию и спросил: „Это Тибет?“ Я ответил: „Нет, сэр, он здесь, у Гималаев“». Помощь ЦРУ, организованная Гьяло Тондупом и его заместителем Ламо Церингом, заключалась в подготовке на Сайпане и в Кэмп-Хeйле в Колорадо примерно 250 бойцов тибетского сопротивления, их десантировании с оружием в Тибете и установлении постоянной радиосвязи между сопротивлением, насчитывавшим около 30000 человек, и штаб-квартирой в Лэнгли. После падения сопротивления эта налаженная радиосвязь позволила тибетцам своевременно обратиться за убежищем для Далай-ламы в Индии. В падении сопротивления Тондуп винит не боевые качества тибетцев, а «мизерную помощь» со стороны ЦРУ. По его словам, «Мао — не единственный, кто обманул Тибет. ЦРУ его тоже обмануло».

После падения Тибета сопротивление с двумя тысячами новобранцев переместилось в Мустанг в Непале. Но и этот очаг тибетского сопротивления развалился после того, как США объединились с Китаем для противостояния советской угрозе. Сближение США и Китая также создало политический климат, позволивший Китаю инициировать раунд дискуссий с представителями Далай-ламы. Ответственность за проведение этих переговоров была возложена на Гьяло Тондупа, который был приглашен в Пекин для встречи с Дэном Сяопином. По словам Тондупа, Дэн Сяопин сразу перешёл к делу. «Ни один будущий лидер не станет обсуждать независимость Тибета. Все остальное мы можем обсуждать. Вот о чем я хочу поговорить с вами сегодня. Вот что я хочу с вами обсудить».

Захватывающая история Гьяло Тондупа рассказана со вкусом. Она особенно ценна тем, что содержит личную оценку таких гигантов ХХ века, как Неру, Чан Кайши, Дэн Сяопин и Ли Дэнхуэй (Lee Teng-hui), с которыми автор взаимодействовал в ходе своей благородной борьбы. Первым лидером, который активно поддержал борьбу Тибета за независимость, стал президент Тайваня Ли Дэнхуэй. По словам Тондупа, «президент был преисполнен сожалением о случившемся и сочувствием Тибету. Он говорил, что правительству Республики Китай стыдно, что оно смогло так мало предпринять по сравнению с колоссальными достижениями тибетских беженцев. Ли сказал, что когда Далай-лама прибыл в Индию, у него не было ничего — ни армии, ни денег, ни территории, но он добился столь многого буквально голыми руками, завоевав авторитет на мировой арене и став важнейшей фигурой в Индии и мире. Достижения Националистического правительства, сказал он, были весьма ограничены, даже несмотря на наличие собственной территории, финансовых ресурсов и обученной армии».

Единственный недостаток в этой замечательной истории проявляется, когда Гьяло Тондуп в книге переводит свой взор с Китая на тибетское общество и начинает предъявлять несусветные обвинения. Эти обвинения выглядят мелочными и не имеющими отношения к борьбе за независимость Тибета, которой он посвятил активные годы своей жизни.

Автор — Директор Тибетского института политики, автор книги «Падая сквозь крышу».