Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политехнический факультет занимался разработкой вооружений

© AP PhotoМагнит для циклотрона, построенный в Токийском университете
Магнит для циклотрона, построенный в Токийском университете
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начальный период войны японские инженеры проявили себя во всей красе: были, например, созданы такие корабли, как линкор «Ямато». По мнению профессора Саваи, подобная уверенность в технологиях положила начало войне: «Технологии определяют действия политиков. Понимали ли те инженеры, какое влияние оказывает их работа на военные и политические решения?»

Токийский Университет собрал материалы о втором инженерном факультете, который существовал только девять лет во время и после окончания Второй мировой войны. Учебное заведение готовится опубликовать эти материалы в виде электронного архива.

Факультет был основан в апреле 1942 года через четыре месяца после нападения на Перл-Харбор. В соответствии с пожеланиями армии, представители которой говорили о необходимости массовой подготовки инженеров, количество студентов инженерного факультета было увеличено вдвое. В городе Тиба было построено новое здание факультета. Армия полностью обеспечила университет строительными материалами.

Материалы, представленные выпускниками, рассказывают об обстановке военного времени, когда научные и военные исследования шли рука об руку. В расписании были такие занятия, как наука о взрывчатых веществах, огнестрельное оружие, подводные мины и бомбы, высокоточное оружие. По информации выпускников, факультет строился на скорую руку. Полностью его оснастить не удалось, поэтому иногда занятия проходили на первом инженерном факультете.

В то время политехнические университеты, факультеты и отделения создавались по всей стране. По словам профессора Осакского Университета Минору Саваи (Minoru Sawai), в то время создали авиационное отделение для разработки истребителей, а также отделение электроники, в котором занимались радиоэлектронным оружием. В период с 1936 по 1944 год количество выпускников инженерного факультета выросло с 1489 до 3125 человек.

Армии требовались инженеры для разработки новых видов вооружений, а также для того, чтобы получить преимущество в войне. Количество опытных военных быстро сокращалось из-за призыва новобранцев. Идея состояла в том, чтобы взращивать новые кадры при помощи университетов. В начальный период войны японские инженеры проявили себя во всей красе: были, например, созданы такие корабли, как линкор «Ямато». По мнению профессора Саваи, подобная уверенность в технологиях положила начало войне: «Технологии определяют действия политиков. Понимали ли те инженеры, какое влияние оказывает их работа на военные и политические решения?»

Дистанция вновь сокращается

После окончания войны японская наука серьезно отдалилась от армии. Второму инженерному факультету пришлось менять направление работы. В конечном итоге он прекратил свое существование.

Тем не менее сейчас дистанция начала вновь сокращаться. Типичным примером являются изменения в решениях Физического общества Японии.

В 1966 году в ходе международной конференции по полупроводникам, прошедшей в Киото, участники подняли вопрос о том, на каком основании Физическое общество Японии получает помощь от американских войск. Эта тема даже обсуждалась в парламенте. В следующем году общество вынесло следующее решение: оно не будет получать никакой помощи от армии и не будет сотрудничать с ней. Год за годом на ежегодных собраниях общества ученые подтверждали верность этому решению.

Тем не менее постепенно многие члены общества стали говорить о том, что с каждым годом становится все труднее изучать принадлежность ученых и темы их исследований, а также сортировать их по военному признаку. Возникла и финансовая проблема. Мнения ученых разделились. Появились технологии, которые можно применять как в гражданских, так и в военных целях.

В 1995 году общество отказалось от ежегодного принятия антивоенного манифеста. Оно изменило свой курс, заявив, что общество выступает лишь против откровенно военных исследований. В научном издании председатель общества выразил надежду на понимание со стороны общественности: «Военные исследования неотрывно связаны с базовыми, поэтому разграничить их невозможно».

Ученые должны осознать

12 августа министерство обороны представило новую систему, в соответствии с которой оно будет выделять средства ученым. Под эту систему подпадают исследования в области робототехники, лазеров и обнаружения химических веществ, которые в будущем могут быть использованы в оборонных целях. Сумма, которую университеты могут использовать в свободных целях, уменьшается с каждым годом. В этих условиях общественность недовольна тем, что ученым ежегодно планируют выделять огромную сумму — 30 миллионов йен.

Профессор Нагойского Университета Котаро Курода (Kotaro Kuroda), преподававший этику инженера, отмечает: «Ученые должны постоянно задаваться вопросом о том, могут ли их исследования быть использованы в военных целях. Они должны осознавать, что исследования на деньги министерства обороны в любом случае будут связаны с военной сферой».

Некоторые сомневаются, что есть смысл в том, чтобы направлять часть оборонного бюджета на научные исследования. По словам профессора Токийского технологического университета Хидэто Накадзима (Hideto Nakajima), в период холодной войны США инвестировали огромную сумму в университеты, однако результаты были неубедительными: «Изначально цель университетских исследований состоит в изобретении чего-то оригинального. Они не эффективны. Если проводить военные исследования при помощи университетов, мы повторим американские ошибки».

Государство и научные технологии влияют друг на друга. После окончания Второй мировой войны прошло 70 лет. В свете дебатов о сущности государства и изменившейся международной обстановки многое зависит от образа мыслей каждого инженера и технолога в отдельности.