Когда разбился разработанный в Китае истребитель, местные СМИ объяcнили это неполадкой в его российском двигателе, похвалив травмированного пилота за «выдающуюся солдатскую твёрдость».

Согласно докладу пекинской Sina Military Network, с российским двигателем, установленным на J-10, часто возникают проблемы, что привело к многочисленным авариям в последние годы.

19 сентября истребитель J-10 из военного округа в Шэньяне, на северо-востоке Китая, разбился во время ночного патрулирования, сообщило государственное Центральное телевидение Китая (CCTV). Двигатель российского производства остановился на высоте более 3,5 километра, сказал пилот Ли Тун (Li Tong), который катапультировался после неудачной попытки дотянуть планирующий самолёт до местного аэродрома.

Ли выжил, получив травмы шеи и позвоночника. За то, что он смог избежать освещённых населённых пунктов при маневрировании повреждённым самолётом, СМИ провозгласили его героем, отметив, что он принял не менее пяти «весомых решений», чтобы «избежать потери имущества и многих жизней».

Ли Тун, опытный военный пилот, рассказал CCTV, что его первой задачей было сохранить самолёт, на котором во время отказа двигателя находилось 200 ракетных снарядов и 2,5 тонны топлива. Пока Ли пытался перезапустить двигатель, самолёт снизился до 1,5 километра.

Почему российский двигатель?


J-10 представляет собой лёгкий истребитель с одним двигателем, который был разработан авиастроительной корпорацией в Чэнду в 1990-х и введён в эксплуатацию в 2005 году. Он оснащён мощным российским двигателем АЛ-31, который был первоначально предназначен для двухмоторного советского истребителя Су-27.

J-10, однако, спроектированн и построен по западным образцам, у него всего один двигатель, поэтому у самолета есть ряд серьезных проблем в плане совместимости с AL-31. Впрочем, китайский двигатель WS-10 оказался еще менее надёжным, чем российский.

Несмотря на заявление, сделанное в 2014 году пресс-секретарём китайского авиационного исследовательского института, о том, что китайский двигатель WS-10 «полностью функционирует и созрел» для использования в обновлённой версии J-10, отчёт Sina в августе этого года показал, что китайская авиационная промышленность будет продолжать использовать российские двигатели.

По данным Sina, консультации с российскими поставщиками по поводу решения проблем с совместимостью АЛ-31 были отложены из-за недостатка финансирования.

Пользователи сети считают, что триумфальное описание действий пилота просто отвлекает внимание от технических недостатков, которые часто встречаются в современных китайских истребителях.

Комментатор из провинции Гуандун подверг сомнению утверждение Sina, что двигатель при помощи российских специалистов можно будет просто пересобрать: «Двигатель — это вам не видеокарта, где можно поменять все что хочешь. Это составной элемент конструкции летательного аппарата».

Критикуя доклад CCTV за его «розовое» описание аварии и действий пилота Ли Туна, который «избежал жилых районов», пользователь из Шанхая написал: «А что если самолёт был бы серьёзно повреждён, а у пилота не было бы времени, чтобы устранить неисправности? Человеческая жизнь — не мелочь».