Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Евро-2012: телевидение искажает футбол

Ракурсы и углы обзора телевизионных камер, точки зрения и комментарии - все это полностью искажает футбол, лишает его изначального естества.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вы даже представить себе не можете моего смятения, когда я впервые оказался на футбольном поле. Добро пожаловать в мир (настоящего) футбола! Как и в порноиндустрии, то, что вам демонстрируют, -далеко от действительности. На самом деле все это - гнусный монтаж, единственная задача которого - быть как можно зрелищнее.

Вы даже представить себе не можете моего смятения, когда я впервые оказался на футбольном поле. В отличие от всего, что показывали по телевизору, я потратил больше времени на перебранку с товарищами по команде, которые были не довольны моими перемещениями по газону, чем действительно вел мяч. Добро пожаловать в мир (настоящего) футбола! Как и в порноиндустрии, то, что вам демонстрируют, - далеко от действительности. На самом деле все это - гнусный монтаж, единственная задача которого - быть как можно зрелищнее.

Неполноценные кадры

Для начала нужно сказать, что французские режиссеры очень любят как можно чаще показывать нам крупные планы отдельных игроков, которые ведут мяч. Как это недавно блестяще продемонстрировал сайт les Cahiers du Football, Франция страдает от неизлечимой болезни: нам никогда не видно, как развивается игра. За крупными планами и замедленными повторами (более 100 за матч) опасных или спорных моментов мы почти не видим самой встречи.

Чемпионат Европы дал авторам les Cahiers du Football возможность сравнить работу французских режиссеров и их иностранных коллег. Первый вывод: наши соотечественники режут матч где-то на 900 планов, тогда как у англичан и немцев их около 600-700.

Кроме того, их болезненная страсть к крупным планам и замедленным повторам попросту не дает нормально показать игру. Так, у Франсуа Лано (François Lanaud) эти моменты занимают 23% от времени матча, тогда как англичанин Джейми Оукфорд (Jamie Oakford) ограничивается 16%.

К тому же, британец дает общие планы всего поля продолжительностью в 25 секунд, тогда как француз не может утерпеть больше 14… Получается, что наши соотечественники хотят создать иллюзию ритма с помощью смены ракурсов, а их иностранные коллеги позволяют телезрителю проследить за движением игроков всех команд…

Дифирамбы комментаторов

К большому сожалению, такие раздражающие привычки наших режиссеров далеко не всегда компенсируются точным анализом происходящего со стороны комментаторов и консультантов. Довольно часто они делают упор на личных качествах нескольких звезд, которые славятся мастерским дриблингом.

При этом они редко говорят о защитнике, который перекрывает траекторию паса соперника, вынуждая того совершить ошибку, и слишком часто забывают о нападающем, который освобождает пространство для полузащитника и дает ему возможность выстрелить в створ ворот. Тем не менее, даже Хави проводит большую часть матча без мяча.

Когда вы смотрите игру на стадионе, то понимаете, что команда - это сплоченная группа. Расположение каждого игрока зависит от его товарищей. Все они должны прекрасно понимать коллектив, чтобы выдвинуться в нужную сторону в нужный момент. Великий Арриго Сакки привязывал игроков друг к другу резинками, чтобы научить их перемещаться сообща.

Сегодня критики недовольны неторопливым ритмом испанцев и их победами со счетом 1:0 на последнем Чемпионате мира. Хотя, на самом деле, эта команда выматывает своего противника в течение целого часа, чтобы затем воспользоваться ошибкой в обороне, которую, например, допустили хорваты. Да, гол Фабрегаса был великолепен. Но речь идет о результате работы всей команды: она измотала его прямого противника, который дал ему достаточно времени, чтобы обработать мяч.

Победа без звезд

Сильнейшая сторона испанской команды, возможно, кроется как раз в этом умении не торопиться. В отличие от Франка Рибери, который, едва получив мяч, начинает сразу же мчаться вперед, испанцы ускоряются, только если их команда готова за ними последовать.

Один футболист - ничто без слаженной команды вокруг. Кроме того, командам без ярких звезд нередко удается взять верх над бесспорно лучшими игроками. Вспомните о «Кевийи» на Кубке Франции, Греции в 2004 году, «Порто» и «Монако» в Лиге Чемпионов сезона 2003/2004 года.

Некоторых из современных игроков можно считать созданиями этого телевизионного образа футбола. Зрелищного, но индивидуалистичного образа, который далек от ценностей самоотверженности и взаимопомощи.

Хатем Бен Арфа, Самир Насри и Жереми Менез способны творить чудеса с мячом. Увы, они до сих пор не понимают, когда это нужно, и предпочитают пойти на рискованную обводку вместо того, чтобы дать пас товарищу по команде. Тренер Лоран Блан, безусловно, завидует «умной игре» испанцев.

Разумеется, французское телевидение не виновато в таких разительных отличиях в футболе по обеим сторонам Пиренейских гор. Тем не менее, комментаторы, которые критикуют индивидуализм игроков в случае провала, первыми же восхваляют одиночные действия, если те приносят успех.