Я сажусь перед телевизором, чтобы посмотреть матчи чемпионата Европы по футболу. Точнее, чтобы посмотреть на зрителей, которые пришли на эти матчи. Игра на поле в основном навевает тоску, хотя порой и бывают отдельные яркие моменты. Но вот зато на трибунах накал страстей никогда не ослабевает.

Во время встреч между национальными сборными увеличивается национальная гордость, которая затем проявляется в самой что ни на есть взрывной форме. На стадионе полно болельщиков в самых невероятных одеждах, которые поют и кричат, иногда бродят по окрестностям стадиона до и после матча, а иногда и устраивают потасовки.

Нынешний чемпионат Европы не является исключением. Присутствующие на матчах зрители выставляют на всеобщее обозрение широчайший спектр спортивных, культурно-исторических, национальных или просто комических символов, что и стало поводом для написания данной статьи.

Возможно, стоило бы разбить их на три категории: воинственные – «футбол – это война», заявил голландский тренер Ринус Михельс (Rinus Michels)-, фольклорные и эпатажные. К первым относятся те, которые имеют отношение к флагам, гербам и военным подвигам. Флаги присутствуют повсеместно на стадионах Польши и Украины, где проходит чемпионат. Их рисуют на щеках, лбу, они могут покрывать все лицо, лысину или даже тело. Цветами национальных флагов разукрашены прически, «петушки» панков и шляпы. Ими разрисовывают блузки, юбки, шарфы, очки. Из них даже делают бисерные украшения. Они могут занимать величиной во весь плащ, превращая все тело болельщика в ходячее знамя. К воинственным символам также относятся те, что напоминают о легендарных подвигах: греческие болельщики, например, пришли на стадион в шлемах Ахилла (подобный бал на Брэде Пите, сыгравшему главную роль в фильме «Троя»). Датчане одели на себя характерные шлемы викингов с рогами. Англичане были похожи на саксонского рыцаря Айвенго, вернувшегося из крестового похода (иногда они наполовину обнажались, чтобы показать слова England, вытатуированное готическим шрифтом на их позвоночнике или дряблом животе). Немецкие болельщики приходили на матчи в касках Бисмарка (или с маской Ангелы Меркель, которая почти то же самое, что Бисмарк). Испанцы предпочитали форму легионеров, а русские – генеральские фуражки.

Среди фольклорных символов я видел греков, облаченных в туники и с короной из листьев плюща на голове. Итальянцы одевали на головы кардинальские митры. Испанцы – треуголки, сомбреро или иную национальную одежду. И, переходя от фольклора, от эстетики сувенира к, скажем так, культурной составляющей, скажу, что видел англичан в кителях, похожих на те, в которых сфотографировались участники ансамбля «Битлз» для обложки диск «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Шведы одевались в костюмы Человека-Паука или приделывали себе красноватые косички в стиле Пеппи Длинного Чулка. Представители других народов появлялись в шутовских колпаках с бубенчиками или в безумных шляпах Алисы  в стране чудес. Все это было очень к месту.

И, наконец, мне пришлось наблюдать самые что ни на есть эпатажные и абсурдные наряды, если можно так выразиться. Особенно в этом отличились голландцы: львиные гривы и бороды, волчьи клыки, шлемы, с которых свисают два пучка моркови или шляпы с сыром и тюльпанами. Зрелище ничуть не уступало тому, которое можно наблюдать на английском ипподроме Аскот (Ascot). Я видел также французов в плюмажах, подобных индейским вождям. Вот только перья их были выкрашены в цвета национального флага: синий, белый и красный. Хорватов с прическами бедуинов и англичан, на которых одновременно были маска королевы Елизаветы II, перчатки портье и маленький плюшевый медвежонок.

Как писал Хуан Эдуардо Сирлот Juan-Eduardo Cirlot, символы представляют собой промежуточное царство между представлениями и физическими телами. Наука о символах очень древняя, извечная вдохновительница искусств. Но на нынешнем чемпионате Европе она превратилась в весьма непонятную и эксцентричную смесь национальных обычаев и костюмов. Народные символы выпячиваются, смешиваются и коверкаются одновременно. Якобы для достижения общих спортивных целей. Но фактически, каждый просто-напросто хочет заявить о себе, выставить себя напоказ, порисоваться. Большинство из тех, кто участвует в этом огромном спектакле, надеются привлечь к своей персоне внимание телевизионного оператора, который между эпизодами игры вставляет веселые картинки с трибун. Действительно, самые эффектно разодетые болельщики обычно попадают в кадр, когда смотрят в объектив телекамеры. А это означает, что они ждут своего момента телевизионной славы с такой силой, что забывают о том, что воинственная раскраска на лицах или шутовские одежды изменили их до неузнаваемости. Или почти до неузнаваемости.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.