Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Толстого с уважением вспоминают в чеченском музее

Лев Толстой как зеркало современного бизнеса picture
Лев Толстой как зеркало современного бизнеса picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Музей, посвященный Льву Толстому, вновь открылся в одном из сел в Чечне, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. Это были годы его писательского становления, и он тогда предупреждал об опасностях, связанных с попытками России усмирить этот непокорный регион на Северном Кавказе.

Москва. Музей, посвященный Льву Толстому, вновь открылся в одном из сел в Чечне, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. Это были годы его писательского становления, и он тогда предупреждал об опасностях, связанных с попытками России усмирить этот непокорный регион на Северном Кавказе.


Музей Льва Толстого в бывшей казачьей станице Старогладовская, служившей военной базой во время российских военных кампаний, пережил и две последние войны – в 1994 и в 1999, -  в ходе которых многое в этой республике было разрушено.


Музей открылся 10 декабря в новом здании. Помощь в воссоздании музея была оказана влиятельным президентом Чечни Рамзаном Кадыровым – союзником Кремля, гордящимся своими проектами, свидетельствующими о том, что республика была восстановлена из руин. В возрождении музея принял участие также Владимир Толстой – пра-пра-правнук  русского писателя и директор музея «Ясная поляна» - имения Толстого в Тульской области недалеко от Москвы.


Директор Музея в Чечне Салавди Загибов подчеркнул, что 3,4 миллиона долларов на реконструкцию музея поступили из личного фонда господина Кадырова. В тот же день в Чечне был открыт еще один музей, посвященный другому русскому писателю 19 века – Михаилу Лермонтову, прославившемуся своими описаниями Кавказа.


Работы по проекту восстановления музея начались после того, как господин Толстой написал письмо чеченскому президенту и попросил его о содействии. Первоначально предполагалось открыть его в помещении построенной в начале 20 века школы, где и находился раньше музей. Однако проект был расширен, и поэтому теперь музей открыт в новом здании.


«Я посчитал своим долгом – принять участие в этом проекте», заявил господин Толстой в интервью по телефону. Музей «Ясная поляна», добавил он, будет работать над созданием  постоянной экспозиции для нового музея в Старогладовской, которая будет включать в себя высококачественные копии архивных документов, относящихся к жизни и творчеству Толстого.
Музей планирует также показать жизнь чеченцев в то время, когда здесь находился Толстой.


В Чечне многие с большим уважением относятся к Льву Толстому, а одно село даже названо его именем – Толстой-Юрт. Владимир Толстой впервые посетил станицу Старогладовскую, расположенную в 50 милях от столицы Чечни города Грозный в 2000 году.


«Я осмотрел тогда музей, и он меня глубоко поразил, - отметил Толстой. – Это единственный музей на территории Чечни, который продолжал свою работу, он не закрывался в течение всей войны». Памятник Толстому во дворе музея не был разрушен. Он простоял там все это время. Конечно, это сильно контрастировало с тем, что я увидел в Грозном, где национальный музей был разрушен и разграблен.

 

Господин Толстой посетил те места, в которых в 1850-е годы Лев Толстой провел около трех лет. Русский писатель жил среди казаков, воевавших тогда против чеченцев. Здесь он написал повесть «Детство», которая принесла ему известность.


Накопленные им впечатления нашли также свое отражение в таких его произведениях как «Казаки», «Набег» и «Хаджи Мурат».  Писатель показал в них хорошее знание этих мест и понимание Кавказа, и все это оказалось вновь востребованным в тот момент, когда Россия в очередной раз глубоко увязла в кровавых событиях в этом регионе.


В повести «Хаджи Мурат» Толстой рассказывает о порочном круге жестокости, а также о том возмущении, которое чеченцы испытывали в отношении русских солдат. «О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми  и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения».


Российских военных и политических лидеров за последние двадцать лет часто критиковали за то, что они не читали Толстого и не следовали его урокам относительно Чечни в ходе кампании, направленной на подавление там сепаратизма. Именно это, как утверждают критики, частично объясняет то, почему ошибки середины 19-го столетия были повторены в конце 20 века, а также в начале 21 века.


«Чеченский народ считает, что Толстой самым правдивым образом описал события тех лет и характер этого горского народа, его стремление к независимости, к свободе, а также его религиозные, этнические и другие особенности, подчеркнул господин Толстой. – Толстой, несмотря на то, что он был аристократом, российским графом, был очень демократичным и открытым человеком. У него были друзья среди чеченцев».