Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Размышления в годовщину развала советской империи

Рассказывать правду об СССР означает защитить мир от образования новой империи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исполняется 20 лет с того дня, когда 8 декабря 1991 года прекратила существование тоталитарная империя СССР. В действительности государство большевиков умерло еще при своей жизни, а 20 лет назад в Беловежской пуще президенты шести государств лишь подписали свидетельство о смерти империи.

Исполняется 20 лет с того дня, когда 8 декабря 1991 года прекратила существование тоталитарная империя СССР. В действительности государство большевиков умерло еще при своей жизни, а 20 лет назад в Беловежской пуще президенты шести государств лишь подписали свидетельство о смерти империи.

В отличие от Римской и других империй, упоминая которые, нельзя игнорировать их вклад в цивилизацию и культуру, империя СССР в день своей смерти ничего, кроме развалин сотен ракетных баз, неестественной экономики, агрессивной внешней политики, воспоминаний об уничтожении миллионов врагов народа, духовном и физическом геноциде завоеванных наций, не оставила для будущего. Избавление от большевистской экономики и духовной системы во всех бывших колониях империи в последние 20 лет были главным результатом развития этих стран. Однако на основной территории бывшей империи положение другое.

Еще по теме: СССР умер. Да здравствует Евразия?

Желание реанимировать империю

Социологические опросы в России свидетельствуют, что 80% русских гордятся историей СССР, и 10% отрицают, что СССР осуществлял уничтожение миллионов людей из-за их социального статуса или политических убеждений. Большинство русских считают, что они не несут никакой ответственности за то, что происходило в СССР. Даже моральной. Часть бывшего ведущего народа тоскует по тому, что в СССР он был ведущим, а теперь надо работать самим. Россия полтысячи лет была империей, и поэтому ей трудно быть в «союзе независимых государств» или в «федерации». Большинство народа по-прежнему не может забыть превосходство империи. Риторика меняется, а цели, борьба за империю в силу имперского комплекса народа не меняются. Даже в век цифрового ТВ продолжают существовать фасады демократии империи с «потемкинскими деревнями».



Традиционно в восточных империях ведущие нации называют их именами императоров. Поэтому СССР  30-40-х годов прошлого века можно называть именем его фактического руководителя, генерального секретаря коммунистической партии Иосифа Сталина – «сталинским временем». Однако будет несоответствием истине все преступления тоталитарного режима империи, которые начались до Сталина и не закончились с его смертью, приписывать только Сталину. В государстве СССР преступления совершал Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии ВКП(б) под руководством Сталина, но с его действиями соглашались и восхищались ими тысячи. Культ личности Сталина распространялся и сохранялся, следуя восточным монархистским традициям империи. 74% граждан России и сегодня считают, что эпоха Сталина, при которой царили строгость и порядок, была «золотым временем» для России. Сталин боролся против внутренних врагов СССР, и никаких преступлений против человечности и, разумеется, геноцида, в СССР не было. Кровавый палач, самый плохой ученик плохого учителя Владимира Ленина все больше превращается в «выдающегося менеджера 20-го века», как высказался Владимир Путин.

Читайте еще: Назад в СССР

Со времен подавления Новгородского вече в 13-м веке в России правили назначенные мистической властью цари, генеральные секретари, президенты. Однако история России доказала, что предоставление государственной власти одной персоне всегда приводит это государство к краху даже тогда, когда монархии официально приписывают демократический вид или называют неототалитаризм «регулируемой демократией». Псевдометафоры восточных империй всегда обязательны. Современные лидеры России как духовные наследники Сталина стараются сохранить пантеон тоталитарного большевизма, засекречивая архивы и ограничивая публикации о преступлениях большевизма. Это понятные действия, потому что российская империя возможна только как строго централизованное, а не федеральное государство.

Латвия на пограничной полосе


Большой удельный вес элементов авторитаризма и коллективизма в России содействовал неспособности работников номенклатуры принимать решения самостоятельно и их группированию вокруг одной партии как в прошлом, так и в этом веке. Попытки создать новую партию вместо ВКП(б) или КПСС закончились созданием «Единой России». Попытки найти новые названия для старой империи и идеологию с еще большими геополитическими претензиями не смогли преобразовать империю в новое государство и доказали, что единственная идея будущего империи это имперское прошлое государство.

Читайте еще: Нелегкий путь России после развала СССР

Организованное во времена СССР ЦК КПСС формирование образа врага «буржуазных наций» привело к катастрофическому падению доверия в отношениях между русскими и остальными народами империи СССР, к коррозии и разрушению основной конструкции империи. Централизованный большевизм в 20-м веке сумел завоевать страны Центрально-восточной Европы, но не смог уничтожить европейскую цивилизацию их народов. Латвия находится на вечной пограничной полосе западных и восточных империй, поэтому всегда была вожделенной – с экономической, военной, политической, пропагандисткой точки зрения. Так же, как 20-30-е годы 20-го века, восточная империя хочет подавить и уничтожить своих нежеланных балтийских соседей при помощи «мягкой силы» (англ. – «soft power») - пропаганды, экономических ограничений. Информация и «газовая труба» - это сила, а цель пропаганды добиться реанимирования умершей империи через 20 лет после ее краха. Известно, что проигравший бывает агрессивным, прежде всего, на словах, но это политика, которая может превратиться также в имперские выпады.

В освободившихся путем антикоммунистических революций странах Восточной Европы приняты однозначно негативные оценки СССР. В то же время на основной территории империи СССР его оправдывают больше, чем осуждают. И в Латвии число оправдывающих довольно велико. Государственная власть Латвии не приняла радикальных законов (как в Польше и Чехии), которые реально осуждают оккупационный период и его руководителей. Те, кто акцентирует социалистические идеи в нашем государстве сегодня, подтверждают, что такие идеи засели в них так глубоко, что они не отступят от этих социальных демагогий. Они не помнят, что построенный на жизнях и имуществе «классовых врагов» социализм не устоял не потому, что империи нужно было нести бремя сверхдержавы, как это рассказывает Жириновский, а потому, что сама идея большевизма и ее реализация были преступными. Нужно согласиться с теми русскими историками, которые считают что в СССР царили «догматически-утопическая внешняя и внутренняя политика и периодизация истории». Это, в том числе и рассказы о том, что вместо «загнивающего капитализма» наступит коммунизм, что России полагается роль революционного авангарда в мировой истории.

Еще по теме: 20 лет полураспада СССР

Историю надо помнить


Географическое расположение Латвии и история последних веков заставляли латышский народ уживаться как с государствами-завоевателями, так и с ведущими народами - немцами и русскими, а также с соседними народами – эстонцами, литовцами, поляками - и с пришлыми – евреями, цыганами. Между мифом о «700 годах рабства» латышей и влиянием 50 лет оккупационной власти большая разница. Меньшинство балтийских немцев во время первой Латвийской Республики не могло предъявить ни одного живого рыцаря Ливонского ордена-завоевателя. Напротив, в восстановленной Латвийской Республике, по данным посла России Александра Вешнякова, до сих пор живут около 12 000 «освободителей» – представителей красной армии. Поэтому сегодня еще нельзя утверждать, что оккупация была, а оккупантов нет. Причиненный тоталитарным государством-завоевателем в 20-м веке вред, память об обидах и деяниях заставляют латышей относиться к правителям этих государств-завоевателей и продолжателям их идей иначе, чем  к другим инородцам, - с подозрительностью. Древние римляне настороженно относились к грекам, с которым исторически часто воевали. «Боюсь греков даже тогда, когда они несут дары», - говорил Юлий Цезарь.

За 20 лет на пути к исторической правде в Латвии достигнуто много.
Однако биографию истории СССР в Латвии надо изучать еще интенсивнее, в особенности, в военной и экономической сфере. В основе исследований должны быть правда и идеализм. Приближение к правде об СССР означает также защиту мира от образования новой империи. Правда об империи зла не должна быть запоздалой.



Примирение с Россией возможно только после честного изучения русской советской истории. Поэтому мы не можем ничего забывать ни на три года, ни на миг – ни жертв большевиков, ни палачей, ни зрителей. Историческая память - это система существования общества и одновременно эффективное средство управления обществом. Наша задача – освободиться от остатков идей большевистской номенклатуры и интерфронта. Одновременно нужно освободиться от характерной для  поколения «строителей коммунизма» умершей империи и их потомков алчности. Менее развитые народы и части народов всегда на первое место ставили свое экономическое благосостояние, в то время как более развитая часть народа главной целью считала свободу и независимость, которые позволяют нации обеспечить достижение благосостояния. Латышская нация должна быть готова сохранить свои национальные ценности и увидеть не только в истории, но и в настоящем то, что, может быть, не хочется видеть. Например, что в годы советской оккупации и в Латвии «социальный лифт» партии большевиков на вершину общества поднимал идейно низшие слои, где в стремлении сохранить власть делалось все, начиная с предательства до алчности и оскорбления своего государства. Историческое сознание Латвии помогает народу понять, кто он, и дает возможность осознанно войти в будущее. Поскольку оккупация СССР не закончилась крахом  русской советской системы. Поскольку СССР осознанно или неосознанно еще существует в умах и менталитете многих имперски мыслящих. Поскольку переходный этап от тяжелой болезни большевистского тоталитаризма к демократии будет продолжаться еще десятки дет.

Перевод: Лариса Дереча