С 1947 по 1953 годы в Москве были построены семь высотных зданий, которые в течение десятилетий считались самыми высокими в Европе. Сталин таким образом решил сделать ответный ход в холодной войне, причем именно в той области, в которой противник добился выдающихся успехов. Ведь образцом западного градостроительства считался Нью-Йорк.

В семи московских высотках, возвышающихся над городом, смешаны средневековая готика, барокко и русский модернизм.

Гуляя по московским улицам, создается ощущение того, что идешь по тому, что даже сегодня, на первый взгляд, является столицей Советского Союза. Ведь советский период оставил глубочайший след на облике города, не претерпевшего особых изменений за последние два десятилетия. Чтобы составить полное представление о том, насколько он изменился, следовало бы пройтись по нему в конце 80-х годов ХХ века, но бросается в глаза отсутствие чего-либо похожего на современный офисно-банковский центральный район, какой есть в каждом крупном городе мира, включая Пекин, Шанхай и Ханой. Тут и там, конечно, виднеются небоскребы из стекла и алюминия, одиноко стоящие как островки западного капиталистического стиля, но их меньшинство. И в то же время в довлеют помпезные административные здания, построенные в 50-60 годы прошлого века, со всех сторон на вас смотрят все те же тысячи серпов с молотами, красные пятиконечные звезды на верхушках зданий, бюсты Маркса и Энгельса, мозаичные изображения и скульптуры рабочих и крестьян, памятники Ленину из всевозможных материалов, пригодных для ваяния. И еще само тело Ленина, но без души, в стеклянном саркофаге, установленном в мавзолее на Красной площади. 

По сути дела, город несет на себе те отличительные черты, которые сам Сталин хотел ему придать, особенно после разрушений, полученных им в ходе битвы за Москву с немецкими войсками. И градостроительство как раз и стало одной из тех областей, в которой Сталин решил дать ответ Западу, когда началась холодная война. Противоборствующие стороны – СССР и США - соревновались в масштабности и монументальности, а полями сражения стали Нью-Йорк и Москва.

На примере своей столицы победивший во Второй мировой войне коммунистический строй должен был показать всему миру мощь первого в истории государства рабочих и крестьян. С этой целью Сталин решил обновить города, начиная с недр и до небес. Под землей он распорядился построить метро, которое бы отличалось от лондонского и парижского. Московское метро по убранству и красоте не должно было уступать императорским дворцам и при этом быть сориентировано на использование народом. И этот замысел увенчался успехом. До сих пор в мире нет метро, которое могло бы соперничать с московским по размерам, красоте и функциональности. А для поверхности Сталин разработал план возведения восьми монументальных высотных зданий в ознаменования восьми веков со времени основания Москвы.

Читайте также: В тени Сталина


Цель этих планов состояла в том, чтобы обогнать капиталистов в тех областях, где они добились успехов. Обогнать по масштабам, величию и самобытности. Сталин четко обозначил это в одном из своих выступлений: «Мы выиграли войну, и теперь иностранцы будут приезжать в Москву, гулять по ней и не увидят высотных зданий. Если они сравнят наш город с капиталистическими городами, это будет моральным ударом по нам».

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ.
Работы начались за некоторое время до Великой Отечественной Войны со строительства первого высотного здания – Дворца Советов, задуманного как самое высокое здание в мире: 415 метров в высоту, 250 в ширину и 500 в длину. Его должна была увенчивать огромная фигура Ленина высотой сто метров, подобная статуе Свободы. Стальные конструкции уже были уложены, когда гитлеровская Германия напала на СССР. Их пришлось демонтировать, чтобы использовать в качестве оборонительных сооружений на подступах к городу. После окончания войны Сталин отложил это проект из-за его огромной стоимости.

Строительство первой из семи высоток началось в 1947 году, и ее стиль оказал влияние на архитектуру всех последующих. Расположенные уступом по двум сторонам башни, устремляющиеся к центральной башне, увенчанной шпилем из стекла и металла. По требованию Сталина этот шпиль должен был присутствовать во всех проектах высоток, поскольку был их отличительной чертой по сравнению с нью-йоркскими небоскребами.



Семь высоток сочетают в себе черты средневековых готических соборов, башен эпохи Возрождения, барочных дворцов и русского модернизма. Хотя все эти здания и похожи друг на друга, однако при этом отличаются по размерам, архитектурным деталям, украшению барельефов и статуй. Все они имеют структуру средневекового замка с центральной башней и маленькими башенками, расположенными по углам. В свою очередь, семь высотных зданий окружают центральную часть города подобно крепостям, но это, разумеется, носит чисто символический характер.

Высотные здания стали первой крупномасштабной стройкой в послевоенной Европе, первыми небоскребами в Старом Свете. Это выдвигало СССР вместе с США в первые ряды современной архитектуры. Многие из тех, кто работал на стройках, были немецкими военнопленными или советскими заключенными.

ЗА РАБОТУ. Первый камень первой из высоток был заложен в сентябре 1947 года. Самым впечатляющим из этих зданий стал Московский университет, открытый 1-го сентября 1953 года. Его верхнюю часть венчает шпиль высотой 240 метров, благодаря которому до 1990 года он был самым высоким зданием в Европе и самым высоким в мире, если не считать Нью-Йорка. Сегодня он довольствуется званием «самого высокого университета в мире». В 1980 году его силуэт был эмблемой Московской Олимпиады.

Еще по теме: Умерла дочь Сталина

Сталин и начальник НКВД Лаврентий Берия лично выбрали Ленинские горы в качестве места для возведения здания будущего университета. Изначально планировалось обеспечить каждого из 6 000 студентов своей комнатой в общежитии. Однако те, кто должен был осуществлять этот дорогостоящий проект, сумели убедить Сталина, что 3 000 комнат будет достаточно, приведя в качестве довода то обстоятельства, что молодежь – народ веселый и любит быть вместе. На стройке работало около 14 000 заключенных, которых к завершению строительства разместили для ночлега на 24 и 25 этажах. Это позволило сократить их перевозки и не требовало особой охраны с целью предотвращения побегов. Существует предание о том, что одному из заключенных удалось бежать, соорудив из фанеры и деревянных реек некое подобие дельтаплана, на котором он полетел в сторону Москвы-реки. По некоторым сведениям, ему удалось бежать, кто-то утверждает, что его подстрелили, но также существует мнение, что никакого полета на дельтаплане не было.

На Кудринской площади находится жилая высотка. Во времена своего величия на каждом углу этого крупного здания высотой 186 метров располагались красивые продуктовые магазины и уютные рестораны,  отделанные красным и белым мрамором. Однако к 80-м годам они утратили свой блеск. По сути дела, это был маленькая община со своей парикмахерской, почтой, банком, аптекой, баром и кинотеатром. Здание предназначалось для проживания, и квартиры в нем были предоставлены руководителям советской авиационной промышленности, знаменитым летчикам и деятелям искусства, некоторые из которых до сих пор проживают на верхних этажах. В память о других вывешены мемориальные доски. Где действительно произошли значительные изменения, так это в помещениях, расположенных по четырем углам здания. Теперь это современные роскошные рестораны, как, например, Club Beverly Hills, принадлежащий Чаку Норрису.

Напротив него и других ресторанов, как, скажем, Le Gastronome, обычно стоят белые лимузины в окружении молчаливых охранников какого-нибудь банкира, решающего внутри свои деловые вопросы, а заодно и подкрепляющегося.

Еще одна из семи высоток предназначалась для Министерства иностранных дел Советского Союза. Теперь в ней располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации.

В изначальных чертежах этого 172-метрового здания шпиль предусмотрен не был, но Сталин потребовал, чтобы его установили. В связи с этим пришлось проделать отверстия в пяти последних этажах и установить более легкий шпиль, чем в остальных высотных зданиях. По одной из версий, правдивость которых невозможно проверить, после смерти Сталина архитекторы предложили Никите Хрущеву убрать шпиль, но советский лидер распорядился, чтобы его там оставили «как памятник глупости Сталина».

Читайте также: Книга памяти покажет истинное лицо сталинского режима

В двух высотках расположились гостиницы: «Ленинградская» и «Украина». Первая сейчас представляет из себя великолепный пятизвездочный отель, входящий в гостиничную сеть Hilton, а вторая входит в сеть Radisson, и сутки в ней стоят 500 долларов. Гостиница «Украина» была последней из построенных высоток и второй по высоте (198 метров). До 1975 она была самой высокой гостиницей в мире, пока в штате Атланта не построили еще выше. Чтобы возвести ее на берегу реки, инженеры разработали новую технологию изоляции почвы на большую глубину по периметру здания, чтобы не допустить просачивания воды. На строительстве гостиницы, рассчитанной на 543 номера, работали около 9 000 человек.

В настоящее время сталинские высотки продолжают оставаться доминантами московского пейзажа, их видно почти из любой точки города. Те, которые стали пятизвездочными отелями, сияют, как будто их только что построили. На остальные надо вести немного лоска. Но цель, поставленная Сталиным – придать городу атмосферу Нью-Йорка в русском стиле -, достигнута. Недавно группа энтузиастов архитектуры развернула кампанию за то, чтобы внести высотки в список объектов мирового наследия ЮЕНСКО. Никто не может отрицать того факта, что из восьми задуманных Сталиным высотных зданий семь стоят подобно колоссам, напоминающим о целой исторической эпохе. Это визитная карточка Москвы, самого крупного города планеты по количеству коммунистической символики.