Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Полет Руста

© flickr.com / Patrick PeccatteМатиас Руст
Матиас Руст
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Настоящее «веселье» началось после посадки самолета. В советской армии произошло настоящее землетрясение. Горбачев показал, что он умеет быть жестким генсеком: он отправил в отставку около двух тысяч офицеров (в том числе 200 генералов) во главе с министром обороны маршалом Соколовым. Большинство утративших свои посты офицеров высокого ранга были настроены консервативно.

28 мая 1987 года спортивный самолет из Западной Германии совершил посадку рядом с Кремлем. Его пилот выставил в смешном свете советскую армию и позволил Михаилу Горбачеву разделаться с противниками перестройки.

Хотя Матиас Руст родился в 1968 году в Западной Германии, с поколением 1968-го общего у него было мало. Он воспитывался в обычной семье, ходил в обычную школу. Одной из немногих вещей, которая отличала его от сверстников, было то, что уже в 18 лет он получил лицензию пилота.

Примерно в это же время в большой политике, о которой много говорилось в доме Рустов, наступил (как мы сейчас знаем) переломный момент: осенью 1986 года в Рейкьявике состоялся американо-советский саммит по разоружению, который Михаил Горбачев позднее назвал решающим моментом в процессе падения СССР. Руста расстроило, что эти переговоры оказались неудачными: Рональд Рейган отклонил предложение Горбачева сократить советский арсенал в обмен на прекращение работ США над программой «звездных войн» (спутниковой системой противоракетной обороны). Руст решил формировать диалог гораздо более непосредственным способом.

Тщательно изучив карту, 19-летний юноша пришел к выводу, что самый лучший воздушный путь в Москву лежит через нейтральную Финляндию. В мае 1987 года он арендовал в гамбургском аэроклубе самолет Cessna-172. Вылетев с небольшого аэродрома в окрестностях Гамбурга, он отправился в путешествие всей своей жизни. Перед тем, как «пересечь» границу СССР он сделал остановку в Хельсинки, где в последний раз дозаправил топливо.

Читайте также: Кремлевский летчик начинает новую карьеру

Выговор за бдительность

28 мая самолет Руста пересек воздушную границу СССР, однако его никто не заметил. В том районе как раз проходили регулярные учения советских воздушных войск. Сценарий маневров был, как положено, разработан многими месяцами ранее, а изображавшие врага пилоты знали, когда и где летать, чтобы командующие получили за проведение учений как можно более высокую оценку. Так что когда дежурный офицер радиолокационной станции заметил неизвестный объект, прежде чем тот достиг района Ленинграда, и незамедлительно сообщил об этом своему начальству, он получил выговор за… нарушение хода старательно подготовленных маневров. Благоразумный офицер больше не докладывал о подозрительном объекте, хотя согласно правилам, каждые пять минут фиксировал его положение в журнале дежурств.

Тем временем самолет Руста исчез с радаров, поскольку немец сделал остановку, приземлившись в поле неподалеку от Пскова. Спустя 55 минут он, отдохнув, отправился в заключительный этап своего полета. Офицер Московского округа ПВО повторил последовательность действий своего ленинградского коллеги и тоже получил выговор. И даже больше: он услышал, что «Ленинград» уже пытался убедить командование, что в небе появился НЛО. Предусмотрительный солдат, желая помочь коллеге из центрального командования, позвонил офицеру так называемого второго оборонного круга Москвы, чтобы тот не обращал внимания на этот «неопознанный летающий объект», который скоро появится у него на радаре.

Около 19 часов Руст спокойно приблизился к центру Москвы. В поисках места для посадки он трижды облетел Красную площадь и в итоге посадил самолет на ближайший мост. Последний отрезок своего пути он проехал и остановился в центре площади. К самолету сразу же сбежались зеваки. Руст вышел и начал с ними разговаривать, многие просили его дать автограф (его посадка запечатлена в любительском видео, которое позднее демонстрировалось, в частности, в польской новостной программе Teleexpress).

Также по теме: Матиас Руст для президента Медведева

Две тысячи отставок

Но настоящее «веселье» началась только после посадки самолета. Так совпало, что именно в тот момент в Восточном Берлине проходило консультативное совещание государств Варшавского договора. На следующий день в 9 утра, в момент начала заседания «лицо Горбачева выражало крайнюю ярость (...), его пальцы были сжаты в кулак (...) и он даже не поприветствовал собравшихся». Свидетель событий так передает слова Горбачева: «Уважаемые товарищи! С огромным стыдом вынужден сообщить вам о том позоре, который перенесли вчера вооруженные силы Советского Союза. (...) Вчера вечером на Красной площади в Москве приземлился немецкий спортивный самолет. (...) Пилотом оказался молодой человек, Матиас Руст, который выдает себя за спортсмена-любителя. Истинные его связи сейчас изучаются». Взволнованные лидеры стран «блока» якобы попросили повторить последние слова, молчанием принял известие лишь Войчех Ярузельский. Встреча продолжалась не более 40 минут, а осторожный Ярузельский якобы попросил помощника не делать на заседании записей.

Через несколько дней в советской армии, а в особенности - в авиации, произошло настоящее землетрясение. Горбачев показал, что он умеет быть жестким генсеком: он отправил в отставку около двух тысяч офицеров (в том числе 200 генералов) во главе с министром обороны маршалом Сергеем Соколовым, а также заместителем министра и одновременно главкомом ПВО Александром Колдуновым. Большинство утративших свои посты офицеров высокого ранга были настроены консервативно. Советская армия не питала к Горбачеву таких же теплых чувств, как лидеры стран Запада и западная общественность.

«Шок, в сущности, был более глубоким, - говорит историк, профессор Варшавского университета Влодзимеж Бородзей (Włodzimierz Borodziej). - Это можно сравнить с произошедшей годом ранее чернобыльской катастрофой. Речь шла не просто о неработоспособности одной из стратегических подсистем, в данном случае ПВО, а об очередном доказательстве того, что рушится вся система, да еще на глазах всего мира».

Читайте также: Нил Армстронг прервал молчание и в эксклюзивном интервью бухгалтеру рассказал о своем полете на Луну

Слава и отверженность

Виновнику этих треволнений повезло, что он «посетил» СССР в конце 1980-х, а не раньше. Руста обвинили лишь в незаконном пересечении границы и хулиганстве. Он был приговорен к 4 годам принудительных работ, но в лагерь не попал. Свой срок он отбывал в московской Лефортовской тюрьме. Каждые два месяца его могли навещать родители. В августе 1988 года он был досрочно освобожден и вернулся домой.

Пребывание в тюрьме и события последующих месяцев неблагоприятно повлияли на здоровье Руста. Он с трудом переносил внимание СМИ: его родной городок Ведель месяцами осаждали журналисты. Через год после возвращения в Германию произошла трагедия: Русту отказала девушка, и он в состоянии аффекта напал на нее с ножом. Жертва выжила, а молодой человек вновь попал в тюрьму, на этот раз - немецкую. Он был приговорен к двум годам, но вышел через пять месяцев. Оказавшись на свободе, он столкнулся с угрозами в свой адрес и поэтому старался ограничить свои выходы из дома.

Из-за сложившейся вокруг него атмосферы остракизма Руст уехал в Тринидад. С тех пор он вел спокойную жизнь, через несколько лет вернулся из-за океана и нашел работу в Люксембурге. В начале XXI века он якобы думал о создании политического аналитического центра. В своем интервью 2009 года Руст говорил, что он живет в трех местах: в Эстонии, где он занимается организацией развлекательных мероприятий (аренда лодок, автомобильные гонки), в родном Веделе и на Карибских островах, где он занимается профессиональной игрой в покер. Он заявил также, что собирается в 2012 году опубликовать дневники.

Также по теме: 50 лет первому пилотируемому американскому полету в космос

Ускорение, то есть конец

А что произошло со знаменитым самолетом? Гамбургский аэроклуб, в собственности которого была Cessna, обратился к советским властям дать согласие на возврат машины. Россияне не стали чинить этому препятствий. Затем стоивший 75 тысяч марок самолет был продан за 160 тысяч марок японскому бизнесмену. Новый владелец сравнивал его с машиной Карла Линдберга, который в 1927 первым перелетел из Северной Америки в Европу без промежуточных посадок. Японец ждал, когда его приобретение повысится в цене. В итоге самолет вернулся в Германию (неизвестно за какую сумму). С 2009 года его можно увидеть в берлинском Музее техники.

Российский историк-диссидент Михаил Хеллер выдвинул тезис, что «если бы Матиаса Руста не было, его стоило бы придумать». Факт, что западный самолет без проблем совершил посадку в центре Москвы, был пощечиной для СССР и счастливым стечением обстоятельств для Горбачева: это стало предлогом для противостояния военным и партийным консерваторам. Проведя чистку, генсек не встретил сопротивления ни в коммунистической партии, ни в армейской среде, и это в обстоятельствах, когда в советских элитах не было ни единой группы, положительно относившейся к начатым Горбачевым переменам, которые, правда, по идее создателя, должны были оздоровить систему, а в итоге - ускорили ее разложение.

Немецкий юноша таким образом ускорил не только перестройку, но и распад СССР.