Лету любви исполнилось 50 лет. «Turn on, tune in, drop out».


Эти слова — «Включись, настройся, выпадай» — были словно сигналом для начала событий, которые привели к Лету любви 1967 года. Их произнес Тимоти Лири (Timothy Leary), но перенял их он от Маршала Маклюена (Marshall «the media is the message» McLuhan), который в свою очередь сымпровизировал их на музыку рекламного джингла Пепси Колы.


«Включались» дети цветов с помощью наркотиков вроде ЛСД, мескалина и марихуаны. Психоделическая революция шла полным ходом. Уже за год до этого количество любителей наркотиков среди молодежи США было рекордно высоким.


«Настраивались» с помощью медитации, собственной музыки, большого количества секса (противозачаточные таблетки были легализованы в 1965 году), политической критики, собственных СМИ, стиля одежды, и желания достичь более высокого уровня сознания, уйдя за пределы манипуляций государства. Кроме того, культивировался огромный оптимизм касательно возможности создания нового общества и нового человека, который был бы свободным, веселым, счастливым: противоположностью рабу потребления и зарплаты.


Наконец, «выпадали» из институтов и колледжей, ведь секс, наркотики и рок-н-ролл были гораздо интереснее.


Самым конкретным и насущным вопросом, который объединял пеструю компанию художников, писателей, бездельников, политических бунтовщиков, беспокойных умов, кислотников, музыкантов, ученых, которые собрались в Сан-Франциско в 1967 году, была их ненависть к войне во Вьетнаме. Тот, кто видел мюзикл «Волосы», помнит, что он рассказывает о хиппи, которые пытаются избежать призыва в солдаты под лозунгами вроде Make love not war.


Антикоммунистический геноцид, со всеми его военными преступлениями, велся президентом Линдоном Джонсоном, который пару лет спустя передал руль Ричарду Никсону и его насквозь коррумпированному штабу.


Этот президент назвал Тимоти Лири «опаснейшим человеком в Америке». За всю жизнь его задерживали 36 раз, с 1965 года и далее. В чем же состояла его опасность? Он представлял собой все, что ненавидел американский послевоенный средний класс: нерентабельность, бесполезность, недисциплинированность, отказ от работы и потребления, желание играть, любить, думать и творить.


В 1967 Тимоти Лири был уже знаменит в субкультурных кругах. Он родился в 1920 году и получил образование психолога, а в конце 1950-х годов заинтересовался психоделическими наркотиками, начав с псилоцибиновых грибов в Мехико. Потом он описывал свои ощущения: «За пять часов, что пролетели под грибами, я узнал о своем мозге и его возможностях больше, чем за предыдущие 15 лет обучения и исследований».


К Лири присоединился бит-поэт Аллен Гинзберг (Allen Ginsberg), который хотел участвовать в Гарвардском псилоцибиновом проекте: он был направлен на лечение алкоголизма и перевоспитание преступников, а в последовавших за этим проектах цели расширялись и становились все более экзистенциальными и духовными.


Еще один человек, на которого оказал влияние эксперимент Лири и его все более пророческие речи — это Кен Кизи (Ken Kesey), который в 1964 году отправился путешествовать на автобусе по США с компанией любителей наркотиков, с бешеным приятелем Джека Керуака (Jack Kerouac) Нилом Кэссиди за рулем и бочкой апельсинового сока с ЛСД. Том Вольф (Tom Wolfe) отразил их приключения в классическом произведении «Электропрохладительный кислотный тест» (The electric Kool-Aid acid test).


В весьма достойном просмотра документальном фильме «Волшебный глюк» (Magic trip), путешественники на автобусе встречаются с Лири — и это фантастическое разочарование. Лири хочет оставить изменяющие сознание наркотики профессионалам. Кизи и его «протохиппи» считают, что все должны переживать трипы и осознавать, насколько болезнен социум, чтобы начать больше уделять времени игре и любви, а работе, войне и шопингу — меньше.


Едва ли случайность, что Лето любви имело место именно тогда, когда глобальная экономика была на пике роста и непосредственно перед тем, как разразился кризис в районе 1973 года. То же самое касается и «второго Лета любви», которое случилось в конце 1980-х. В тот раз революцию двигали техно и МДМА, но тема была та же самая — танцы, игра, любовь, антикоммерциализм и благотворительность.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.