Древние летописи полны историй о великих и богатых личностях. Масштабы их богатств, образ жизни и роль в истории восхищают, однако нам доступно не так много источников информации, которые могут пролить свет на эти аспекты. В нашем распоряжении лишь короткие рассказы, которые оставляют множество вопросов открытыми и рождают в нашей голове фантазии о том, как эти люди жили и как умерли.

Такова история Канку Мансы Мусы (1280-1337), одного из самых известных африканских и мусульманских лидеров Средневековья. Он был одним из величайших правителей империи Мали. Но несмотря на его выдающиеся военные и другие успехи, о нем помнят прежде всего как о богатейшем человеке в истории человечества, который, кроме всего прочего, смог привлечь внимание мира к этому региону на западе Африки.

Как Манса Муса стал правителем империи Мали?

История успеха этого человека началась в 1303 году, когда Манса Абу Бакр II вступил на престол. В период его правления город Томбукту называли «золотой столицей», слово, переведенное в Оксфордском словаре английского языка как «самое далекое место, которое можно себе представить». Вокруг этого места витает множество легенд, что лишь укрепляет представление о нем, как об очень труднодоступном городе. К примеру, шотландский поэт Альфред Теннисон когда-то воспел Томбукту, назвав его непостижимым местом, поглощенным волнами.

Кроме того, автор «Путеводителя по Западной Африке» Ричард Трилло писал: «Вы можете поехать куда угодно, но добраться до Томбукту действительно чрезвычайно сложно». Как отмечает Трилло, поездка в этот город занимала около шести недель, вследствие чего его считали крайне отдалённым местом. Вдобавок ко всему, нужно учитывать исчезновение города с карт в XVII и XVIII веках, когда его захватили берберы. Это ещё сильнее изолировало Томбукту от остального мира и укрепило легенды, витавшие вокруг города ещё почти два столетия.

В целом, Томбукту был известен как один из самых богатых городов в истории. Через него проходили торговые маршруты по продаже соли и золота из стран Африки к югу от Сахары. Среди его жителей не было бедных и нуждающихся, напротив, город был полон огромных зданий и дворцов, которые лишь подтверждали его богатство и процветание и благополучие местных жителей.

Империя Мали в конце правления Манса Мусы

Такое положение сохранялось ещё долгие годы, пока Абу Бакр не решил исследовать Атлантический океан. Он уступил власть Мансе Мусе, (манса означает «император»), который расширил пределы королевства, и страна вступила в эпоху уникальных экономических и культурных изменений.

Манса Муса: тонны золота и годы инфляции

Манса происходил из семьи Кейта, и его дед Муса Дегио было известен своим благочестием и добротой. Как полагают историки, он был первым из малийских правителей, принявших ислам. Однако Ибн Халдун считал эту информацию недостоверной, и по его мнению, он был первым, кто совершил паломничество в Мекку, а не стал первым мусульманином. Кроме того, он приложил большие усилия к распространению ислама среди своего народа, что свидетельствует о его увлеченности призывом к исламской религии, которую унаследовали его сыновья и внуки, в том числе Манса.

Он не сильно отличался от своих знатных родственников, был добр, а также владел арабским языком, что позволило ему установить отношения с Египтом и Марокко. Как следствие, его слава росла, а государство стало открытым, особенно когда он позволил найти в нем приют людям, бежавшим из Андалусии. Как говорил о нем Ибн Халдун, Манса был хорошим человеком и великим правителем. Ибн Фадль аль-Умари в своей книге «Пути видения» тоже писал о нем: «Он строил мечети и минареты, созывал собрания, ввел азан и пригласил в страну факихов-последователей маликитского мазхаба. Пусть Аллах будет доволен им и возвысит его в религии».

Изначально ислам пришёл в Мали благодаря торговым связям между племенами Северной Африки, известными как берберы, и западноафриканскими торговцами. Они обменивали золото на соль, и вследствие этих связей именно торговцы стали первыми, кто принял ислам. За ними последовали правящие семьи, духовные лица и ученые, которые превратили ислам в религию правящей элиты государства Мали в тот период.

Все это опровергает многие мифы и недостоверную информацию об Африке, ее правителях и народах, согласно которым, там жила всего лишь группа бедных, необразованных племен, веривших в магию и колдовство. История Мансы Мусы доказывает обратное. Он постоянно пытался расширить свои знания об исламе, просветить себя и свой народ, и, возможно, известность, которую он получил, была обусловлена его паломничеством в 1324 году.

Манса привлёк внимание Востока и Запада к своей персоне, когда он отправился в хадж в сопровождении свиты из 60 тысяч человек и 100 верблюдов, нагруженных золотом из огромных шахт Мали. По пути он щедро отдавал все, что имел, беднякам, с которыми встречался во время паломничества. Кроме того, он отдавал большие суммы денег жителям Каира, покупал множество сувениров, строил дворцы и жилища для своего окружения в египетской столице.

Несмотря на благие намерения, он вызвал обвал цен на золото в мире и это привело к резкому увеличению цен на продовольственные товары. Тем самым, его действия стали причиной краха экономик Каира, Медины и Мекки, и ситуация сохранялась в таком виде на протяжении более десяти лет. Это подтверждается сведениями, которые можно обнаружить в книге Ибн Халдуна: «Когда Манса Муса совершал паломничество из Магриба, он отправился через пустыню, достиг пирамид в Египте и отправил подарок ан-Насиру (Мухаммеду бен Калауну) стоимостью 50 тысяч динаров. Он остановился во дворце, где его встретил султан. С Мансой Мусой беседовали, его снабжали лошадьми и верблюдами. Кроме того, ему в услужение отправляли эмиров.

Он был готов потратить все богатства своей страны. Как говорили историки, потратив все, он был вынужден брать деньги в долг у купцов. Его великий караван удивил всех как на Западе, так и на Востоке. В Александрии его увидели европейские торговцы, которые, вернувшись в свою страну — Италию, стали рассказывать всем о несметных богатствах и невиданной щедрости малийского короля. Это зародило в сознании европейцев представление о Западной Африке как о золотом клондайке.

Когда Манса вернулся в Томбукту, он основал огромные мечети и другие учреждения, привел с собой множество инженеров, архитекторов, ученых, надеясь обогатить научную, религиозную и культурную жизнь в Мали. Когда Манса завершил хадж, он вернулся в Мали с верблюдами, нагружёнными книгами. О нем говорили: «Он уезжал с золотом, а вернулся с книжными сокровищами». Его путешествие длилось целый год.

Что касается самого удивительного аспекта, размера его богатства, то сегодня, согласно списку «25 самых богатых людей за всю историю», оно бы составило 400 миллиардов долларов. Мали было богато солью, которая в те времена ценилась как золото. Как известно, большая часть этих средств была потрачена в ходе внутренних войн и на подготовку войск к завоеваниям.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.