В конце октября 1944 года от Объединенного флота Японской империи остались лишь жалкие остатки былого величия. В ходе трехдневного сражения у филиппинского острова Лейте ВМС США потопили четыре японских авианосца, три линкора и десять крейсеров. Из 500 японских самолетов только 100 остались боеспособными. Но вице-адмирал Ониси Такидзиро не мог с этим смириться. «Мы должны сформировать отряды смертников на снаряженных бомбами истребителях „Зеро", которые будут таранить вражеские авианосцы», — заявил главнокомандующий императорской морской авиации на Филиппинах своим офицерам. Те беспрекословно подчинились его приказу.

Так родилась порожденная отчаянием тактика, которую принято именовать «камикадзе» («божественный ветер»). Так называли тайфуны, которые в XIII веке дважды разметали превосходящий японцев по мощности и уже готовый к вторжению флот монголов и таким образом спасли империю. Теперь же добровольцам предстояло врезаться в американские корабли на самолетах, переоборудованных в бомбы.

Самолет камикадзе «Йокосука MXY-7 Ока»

«Даже если нас разобьют, дух самопожертвования этих специальных подразделений убережет наше отечество от полного развала, — обосновал Ониси эту самоубийственную тактику, которая имела еще и общественно-политическую мотивировку. — Без этого духа после поражения может наступить полный хаос».

И ранее нередко случалось, что японские летчики направляли свои подбитые самолеты на вражеские корабли. Но теперь создавались регулярные части, специально призванные выполнять эту задачу. Первую атаку совершили пилоты 201-й эскадрильи морской авиации 25 октября 1944 года. Одиннадцать самолетов обрушились на американский десантный флот у острова Лейте. Один авианосец сопровождения был потоплен, еще несколько кораблей — сильно повреждены. Это было больше, чем удалось поразить огромным императорским линкорам, которые на короткое время получили возможность свободно обстреливать американские десантные корабли.

Неслучайно идея создания отрядов камикадзе возникла именно в японских ВМС. Как и в США, авиация в Японской империи не была самостоятельным видом войск, а находилась в подчинении армии и флота. К моменту нападения на американский тихоокеанский флот в Перл-Харборе в декабре 1941 года японские летчики морской авиации считались лучшими в мире. Но хотя японское адмиралтейство осознавало возрастающее значение авианосцев в войне на море, оно уделяло мало внимание подготовке новых пилотов. Поэтому бреши, которые образовались у японцев после тяжелого поражения у атолла Мидуэй в июне 1942 года, когда американцы потопили четыре больших японских авианосца, так и не удалось закрыть.

После битвы у Лейте практически не осталось авианосцев, с которых могли бы взлетать самолеты. Пилотам объясняли, как поднимать самолет в воздух и кое-как придерживаться курса. Приемам борьбы с опытными американскими летчиками их не обучали. Возвращение на базу было исключено. Для пущей уверенности (или из-за дефицита горючего) летчики получали ровно столько топлива, чтобы долететь до американских кораблей, приготовившихся к вторжению на острова Иводзима и Окинава. В приказе значилось: один самолет — один корабль.

«Божественный ветер» часто объясняют принципами бусидо, кодекса чести самураев, которые, как считается, тоже вдохновляли японских солдат на массовые самоубийственные атаки во время боев в джунглях на тихоокеанских островах. Согласно кодексу этой древней касты японских воинов, для солдата императора не было ничего прекраснее и благороднее, чем добровольно погибнуть ради императора и отечества.

Но это были лишь корни тактики камикадзе. Тот факт, что многие студенты добровольно изъявляли желание вступить в эти специальные отряды, историк философии Кристоф Краус (Christoph Kraus) объясняет влиянием Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger). К его почитателям относился и японский философ Танабе Хадзиме, внушавший своим ученикам, что смерть — это определяющая сила бытия. В этом духе он призывал студентов вносить свою лепту в защиту отечества.

Однако некоторые дневниковые записи и письма свидетельствуют, что не все пилоты-камикадзе с восторгом шли на смерть. Многим приходилось записываться в специальные отряды из-за общественного давления, некоторые следовали в конце войны фанатичным приказам держаться до последнего. Но были и такие, кто с гордостью посвящал свою жизнь императору. «Ваш отец стал богом, — написал один из пилотов своим сыновьям. — Ваш отец — счастливый человек. Он несется вперед на бомбе, которая сметет наших врагов». Слова, подобные этим, цитируются в современной Японии как свидетельства готовности к самопожертвованию и любви к отечеству.

До конца войны более 4 тысяч мужчин, некоторые — еще почти дети, вступили в специальные ударные части. Более 3 тысяч из них — точных цифр нет — погибли при атаках на американские корабли. Но относительное небольшое число потопленных смертниками кораблей — их было 36 — доказывает неэффективность этой тактики в борьбе с превосходящими силами американской обороны.

Тем не менее кажущееся презрение к смерти японских летчиков возымело действие на американцев. Их руководство стало исходить из того, что при планируемой высадке американских войск на главных японских островах десятки тысяч пилотов-смертников набросятся на вторгающийся флот, а на побережье окопается миллион готовых к самопожертвованию солдат.

О том, как связаны камикадзе и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, слушайте в нашем подкасте 

Тень апокалипсиса: Самое спорное решение XX века

Не в последнюю очередь осознание того, какую кровавую цену придется заплатить американским войскам, побудило президента США Гарри Трумэна летом 1945 года отдать приказ об использовании атомных бомб.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.