Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Die Welt (Германия): крупнейшая массовая казнь в истории Саудовской Аравии

© CC0 / Public Domain _ / Перейти в фотобанкСаудовские солдаты штурмуют подземелье Каабы под мечетью Мекки, Саудовская Аравия, 1979 год
Саудовские солдаты штурмуют подземелье Каабы под мечетью Мекки, Саудовская Аравия, 1979 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
20 ноября 1979 года сотни террористов напали на Большую мечеть в Мекке. Две недели продолжались бои в ее подземельях. В общей сложности 63 человека были позднее схвачены и обезглавлены. Штурм Большой мечети не прошел бесследно: страна перестала выражать симпатию к Западу и вспомнила о ваххабитских корнях.

20 ноября 1979 года сотни террористов напали на Большую мечеть в Мекке. Две недели продолжались бои в ее подземельях. В общей сложности 63 террориста были позднее обезглавлены. Считается, что эта атака положила начало исламскому терроризму.

Арабские одежды традиционно широкие и легкие. Это обусловлено жарой, которая царит на Ближнем Востоке круглый год. Однако под широкими одеждами злоумышленники могут спрятать оружие.

Именно это и произошло 20 ноября 1979 года. В пять часов утра имам Большой мечети в Мекке только начал утреннюю молитву во дворе исламской святыни в присутствии 50 тысяч паломников, когда вооруженные люди взбежали на минбар, кафедру, с которой имамы читают проповеди, и схватили его. В тот же момент они застрелили двух полицейских, охранявший вход в мечеть. Преступники тайно пронесли в величайшую святыню ислама оружие, в основном автоматы Калашникова, спрятав их под широкими одеждами.

Неожиданный конец молитвы и выстрелы вызвали панику среди собравшихся верующих. Египтянин Амир Абдель Гани, строитель по профессии, находился в мечети, когда начался штурм: «Их было, наверное, несколько сотен — людей, которые туда ворвались, — сказал он позже журналистам. — Они набросились на молящегося имама, стащили его вниз и, по-моему, убили».

Затем, по словам Амира Абделя Гани, «молодо выглядящий мужчина» схватил микрофон имама и призвал толпу признать «ожидаемого Махди». Когда вскоре после этого кто-то в аппаратной мечети выключил микрофон, они стали стрелять «во все стороны».

Шофер одной их каирских строительных фирм по имени Мохаммед Хассан так описывает то, что произошло потом: «Все бросились к выходам. Но большинство ворот оказались запертыми. Кто это сделал, не знаю. Нам, во всяком случае, повезло: паломники из Пакистана помогли нам выдавить одну из дверей».

Действительно, вооруженные люди заняли все выходы и заперли 65 из 68 ворот. Через оставшиеся трое ворот они на грузовиках, замаскированных под рефрижераторы, провезли во двор провиант, дополнительное оружие и множество ящиков с боеприпасами. Затем нападавшие согнали приблизительно тысячу верующих в одну их галерей.

Вторник, 20 ноября 1979 года по исламскому календарю, был 29 днем месяца зуль-хиджа 1399 года, то есть кануном 1400 года. Для нападения на мечеть это имело решающее значение. Потому что 500 соратников 43-трехлетнего Джухаймана аль-Утайби, в том числе несколько женщин и детей, верили, что вскоре после наступления нового года произойдет конец времен.

Их предводитель считал, что его шурин Мухаммеда аль-Кахтани — это Махди, то есть спаситель, согласно исламской вере, который в конце времен явится и поведет верующих в царство божье. В этом смысле Махди соответствует Мессии в иудейской и древнехристианской вере.

Вероятно, Джухайман аль-Утайби и был тем «молодо выглядевшим мужчиной», хотя к тому моменту ему уже исполнилось 43 года. Его краткая речь ознаменовала собой момент, когда исламский терроризм вошел в сознание мировой общественности. Джухайман аль-Утайби и Мухаммед аль-Кахтани были главными действующими лицами в самом большом захвате заложников в мировой истории.

Правительство Саудовской Аравии немедленно приказало начать широкомасштабную наступательную операцию: тысячи солдат принялись штурмовать одну часть обширной территории за другой. Только в первый день погибли 300 человек, в том числе не менее 200 заложников. Террористы отошли за старинные стены: некоторые были возведены 1400 лет назад. Но все больше из них или погибали от огня регулярных войск, или оказывались схвачены военными.

Хотя саудовцы ввели информационную блокаду и перекрыли все и без того немногочисленные каналы связи страны с остальным миром, наружу все-таки просочились сведения о том, что террористы поют антисаудитские песни, требуют отставки королевской династии и прекращения поставок нефти на Запад.

Сами себя они называли «защитниками Каабы» — мусульманской святыни в виде кубической постройки во внутреннем дворе Большой мечети. Этим поспешил воспользоваться Эр- Рияд, сообщив, что нападающие — члены секты, которые в религиозном угаре предприняли попытку навязать исламскому миру свою безумную философию. Но это была в лучшем случае половина правды.

Спустя три дня после нападения надземные части Большой мечети были полностью зачищены от террористов. Но в то время как правительство в Эр-Рияде уже объявило, что оставшиеся в живых преступники будут в ближайшее время обезглавлены во время пятничной молитвы, в катакомбах все еще закрытой святыни продолжались бои.

Военные пустили в подземные помещения газ, вызывающий сильную рвоту. Таким образом они хотели вынудить террористов сдаться. Но ничего не вышло. 1 декабря 1979 года имамы возобновили моления в мечети, в то время как около 200 сторонников Джухаймана аль-Утайби находились в подземельях. Был ли Мухаммед аль-Кахтани еще жив и когда именно он умер, так и осталось невыясненным.

Лишь спустя две недели последние из нападавших попали в руки правительственных войск, в том числе и Джухайман аль-Утайби. Так как к тому времени уже курсировали самые невероятные слухи, а арестованные террористы молчали (или ничего не знали), подоплеку произошедшего выяснить до конца так и не удалось.

С одной стороны, нападавшие действительно принадлежали к одной из суннитских сект, оба их предводителя были сторонниками ваххабитско-салафитского богослова Абд аль-Азиза ибн База. Он учил, что немусульмане не должны находиться не только в священных городах Мекка и Медина, но и вообще на Аравийском полуострове, исключение могло быть сделано лишь на ограниченный срок и для выполнения второстепенных функций.

С другой стороны, были явные признаки того, что в дело замешана радикально-суннитская организация «Братья-мусульмане»* из Египта. Большая часть оружия, использовавшегося при нападении, поступила оттуда.

И наконец, десятки из более чем 200 арестованных нападавших были иранцами. Тамошний шиитский лидер революции аятолла Хомейни использовал нападение на Мекку для травли королевской династии саудитов. Кроме того, почти в то же самое время шиитское меньшинство подняло восстание в суннитско-ваххабитской Саудовской Аравии, однако оно было жестоко подавлено.

Штурм Большой мечети в Мекке повлек за собой изменение курса короля Халида ибн Абделя Азиза. Если раньше саудитские принцы охотно демонстрировали симпатию к Западу, то теперь их режим стал вновь подчеркивать ваххабитские корни Саудовской Аравии. Отторжение Запада и его стиля жизни превратилось в отличительную черту пуританского консерватизма, который, так же как и режим шиитских вождей Ирана, не боялся прибегать к терроризму как средству достижения своих целей. «Чтобы не допустить восстаний и придать своему владычеству религиозную основу, королевский дом дал больше власти теологам, поощряет исламистских активистов и панисламизм», — пишет потсдамский историк Франк Бёш (Frank Bösch).

С конца 1979 года суннитские террористы стали получать значительно больше денег из Саудовской Аравии, чем прежде. В то же самое время усугубилась напряженность в отношениях с шиитским Ираном, что привело к своеобразному соревнованию между суннитскими и шиитскими террористами.

9 января 1980 года Джухайман аль-Утайби вместе с 14 другими участниками нападения был обезглавлен. Всего же в ту пятницу в восьми городах Саудовской Аравии казнили 63 террористов. Это была самая большая массовая казнь в истории королевства.

За святотатство по законам ислама есть только одно наказание: отсечение головы.

* террористическая организация, запрещена в РФ