Чтобы ввести в заблуждение противников, было построено множество «потемкинских деревень». В Санта-Монике, например, авиастроительный завод превратился в маленький город. В Гюстрове 14 тысяч сотрудников «штази» праздновали фальшивый Новый год. Представляем подборку некоторых политических камуфляжей мировой истории

Князь Потемкин не имеет к этому никакого отношения. Тем не менее деревни и другие объекты, которые должны изображать то, чем они на самом деле не являются, всегда носят его имя. Началось все с того, как в 1787 году иностранным дипломатам было разрешено сопровождать царицу Екатерину II в трехмесячной инспекционной поездке в Новороссию по случаю 25-й годовщины ее вступления на трон.

Инициатора поездки, непопулярного генерал-губернатора региона фельдмаршала Потемкина, дипломаты немилосердно оболгали. Они выдумали, что бывший возлюбленный царицы умышленно украсил находящиеся в его ведении деревни вдоль маршрута поездки, чтобы скрыть от Екатерины II их подлинное состояние.

Французский посол граф де Сегюр писал: «Казалось, что способен с помощью разных фокусов скрывать недостатки. Города, имения, иногда простые хаты были так украшены цветами, нарисованными декорациями и триумфальными арками, что их облик совершенно изменялся в глазах смотрящих и они казались чудесными, как по волшебству преображенными городами».

Особенно активно сказку о потемкинских деревнях как о грубо сколоченных фасадах распространял в своих депешах саксонский дипломат Георг фон Хельбиг, который в поездке даже не участвовал.

Все это не имело никакого отношения к правде. Но история настолько восхитила современников, что скоро выражение «потемкинские деревни» превратилось в крылатое и стало обозначать вообще любой политический камуфляж.

Сегодня при упоминании фальшивых деревень на ум сразу приходит искусство художников-декораторов голливудских фильмов. Об этом подумал и майор Джон Омер (John Ohmer), командовавший с 1938 года небольшой маскировочной частью, которой было поручено с помощью средств камуфляжа защитить важные аэродромы и производственные корпуса авиастроительного завода компании «Дуглас» в Санта-Монике.

С 1942 года компания взяла дело маскировки в свои руки и наняла декораторов, плотников, маляров и осветителей. Она не ограничилась креативными оптическими искажениями ландшафта, как Омер, а затянула свои ангары и слишком заметные производственные здания сеткой, сверху обклеенной цветной тканью и перьями.

Они создали над авиастроительным заводом потемкинское целое художественное произведение с резиновыми автомобилями и фальшивыми палисадниками. Время от времени через скрытые люки наверх забирались актеры, чтобы на импровизированных помостах изображать повседневную жизнь, делая вид, будто подстригают газоны или выгуливают собак. На 5 миллионах квадратных метров металлической сетки вырос настоящий потемкинский городок.

Камуфляж был настолько хорош, что пилоты не могли найти сесть

Камуфляж был настолько совершенным, что подчас даже сами пилоты компании не могли найти прекрасно замаскированное летное поле. Видел ли хоть один японский пилот — а именно их ожидали в Калифорнии — этот с таким размахом созданный театр, неизвестно.

Однако специалисты сомневаются в эффективности голливудских «потемкинских деревень». Например, Рой М. Стенли (Roy M. Stanley), полковник ВВС США, написал в 1998 году фундаментальный труд о воздушной разведке и маскировке «Как обмануть стеклянный глаз» (To Fool a Glass Eye).

Под «cтеклянным глазом» подразумевается вражеская воздушная разведка. «Пилот давно уже сбросил бы свои бомбы, прежде чем рассмотреть детали», — пишет Стенли. Но в своем исследовании он указал, что все участники войны занимались камуфляжем.

Маскировка Кремля с удивительно реалистично нарисованными домами на Красной площади, например, была призвана затруднить обнаружение этой важной цели противником. Сохранились военные учебники всех стран — участниц войны, содержащие инструкции по применению средств маскировки, с помощью которых, например, ангары с самолетами можно было замаскировать под красивые жилые дома.

На серии фотографий видно, как «исчез» гамбургский вокзал Даммтор. Немцы еще в 1942 году возвели огромный искусственный завод «Шкода» и казавшееся на редкость реалистичным круглое здание тюрьмы в Пльзене.

В окрестностях Франкфурта союзники обнаружили девять фальшивых объектов, а всего в Германии их было около 350, в том числе и псевдоаэродромы.

Ложные атаки на надувных танках

Союзники в свою очередь с помощью целой фальшивой армии из 600 надувных или сложенных из кирпичей танков создали иллюзию форсирования Рейна в марте 1945 года вблизи Фирзена. На самом деле реку форсировали значительно севернее — у Везеля. Правда, специальные войска 23-го штаба со своими танками, каждый из которых могли поднять руками четыре человека, оказались не очень эффективными.

После каждого, даже самого незначительного передвижения приходилось сдувать танки, упаковывать их в рюкзаки и вновь надувать на новом месте. Как рассказывает один из ветеранов, ответственный за обслуживание «танков»: «Не всегда на месте сразу оказывался компрессор. А надувание ртом длилось часами».

Мастера камуфляжа и сегодня ведут «фальшивые войны» на театрах военных действий в разных частях мира. Но сегодня такие кампании переместились преимущественно в цифровую сферу и ведутся в интернете и социальных сетях с помощью троянских вирусов, фейковых новостей и вредоносных программ.

Но своеобразный рекорд в соревновании потемкинских деревень поставил Эрих Хоннекер (Erich Honecker) в декабре 1981 года, когда принимал канцлера Гельмута Шмидта (Helmut Schmidt) в мекленбургском городе Гюстрове.

35 тысяч охранников, в том числе 14 тысяч сотрудников министерства государственной безопасности, изображали жителей Гюстрова. Помимо прочего они создавали «праздничную атмосферу» на рождественском базаре и активно «защищали» настоящих жителей города от контактов с «зарубежной прессой», о чем во всех деталях можно прочитать в имеющихся теперь в открытом доступе отчетах «штази».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.