Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент Обама должен начать переговоры с талибами о самоопределении Афганистана, а также, чтобы схватить Усаму бен Ладена

"Никогда не ведите переговоры из страха, и никогда не страшитесь идти на переговоры", - Джон Фицджеральд Кеннеди, из обращения при вступлении в должность 20 января 1961 года.

© коллаж ИноСМИАфганистан Обама флаг США
Афганистан Обама флаг США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцы выступают против повстанческого движения - настолько активно, что министр обороны президента Обамы Роберт Гейтс заявил в Конгрессе о планах администрации направить в Афганистан дополнительно 33000 американских военнослужащих и потратить в этой стране еще 100 миллиардов долларов.

Американцы выступают против повстанческого движения - настолько активно, что министр обороны президента Обамы Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил в Конгрессе о планах администрации направить в Афганистан дополнительно 33000 американских военнослужащих и потратить в этой стране еще 100 миллиардов долларов. И все это ради продолжения войны против мятежных талибов, борющихся с режимом президента Хамида Карзая, который не только считается крайне коррумпированным, но и причастным к торговле героином. Поэтому нам следует сделать паузу и пересмотреть наше отношение к "Талибану", а также к повстанческому движению в целом.

Наше предвзятое отношение к повстанцам идет вразрез с нашей историей. Соединенные Штаты были созданы в значительной мере благодаря действиям восставших ополченцев-минитменов против британских войск короля Георга III. И хотя европейский колониализм давно уже прекратил свое существование, партизаны-повстанцы продолжают сражаться за искоренение колониального наследия. Коренное население прибегает к партизанской борьбе и тогда, когда стремится добиться самоуправления в регионах, которые по-прежнему находятся под контролем государств, не сочувствующих местным политическим устремлениям. Трудно понять, почему американцы должны выступать против таких движений в принципе, учитывая, что самоопределение является общепризнанной нормой международного права. На самом деле, впервые этот принцип установил президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson) в Лиге Наций в конце Первой мировой войны, надеясь на то, что с войной как с инструментом удовлетворения национальных амбиций будет покончено.

Хотя повстанческо-партизанские движения обычно заявляют о стремлении к самоопределению, это, естественно, ни в коей мере не оправдывает применение ими тактики террора, которая является  насильственным преступлением против гражданского населения. Но дело в том, что терроризм во многих случаях может пойти на спад, если создать средства и механизмы решения проблем в рамках международных организаций, таких как ООН, а также иных региональных органов, которые в настоящее время  не признают требования повстанцев. У организаций и группировок повстанцев нет международного форума, на котором они могли бы предъявлять свои претензии на самоопределение или государственность. Для этих целей вполне может подойти Комитет ООН по правам человека или другие органы, следящие за исполнением международных договоров. Но при отсутствии механизма решения проблем единственное средство, при помощи которого эти организации и группировки могут выражать свое недовольство и добиваться своих целей, это гражданские протесты и насилие.

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты последовательно выступали против повстанческих движений на всей территории бывших европейских колоний в Азии, Африке и Индии. Самым ярким примером было противодействие Африканскому национальному конгрессу (АНК), который несколько  десятилетий боролся с апартеидом в ЮАР, однако долгое время считался террористической организацией (бывший председатель АНК Нельсон Мандела стал после этого лауреатом Нобелевской премии мира). Еще одна иллюстрация - вьетнамские партизаны (вьетконговцы), которые сначала сражались против французского колониализма, а позднее с американскими войсками. Когда-то мы пренебрежительно называли вьетнамских повстанцев коммунистическими марионетками, действующими по команде из Пекина и Москвы. Но сегодня те же самые коммунисты демонстрируют независимость Вьетнама, налаживая сотрудничество с Соединенными Штатами.

США не единственная ведущая держава, силой боровшаяся против повстанческих движений. Британия, например, большую часть прошлого века провела, сражаясь с собственным повстанческим движением, которое возглавила Ирландская республиканская армия (IRA). Эти повстанцы в борьбе за единство и независимость Ирландии использовали террористические акты против гражданского населения. Первая волна повстанческого движения IRA (1919-1921 гг.) привела к появлению независимой Республики Ирландия, которая с тех пор не только стала одним из самых преуспевающих государств в составе Евросоюза, но и поддерживает дружеские отношения со своей бывшей колониальной державой Великобританией. Британцы также решили вступить в переговоры со второй волной повстанческого движения IRA (1969-2005 гг.) по вопросу будущего Северной Ирландии, и это привело к мирному урегулированию. Сегодня Северная Ирландия намного более стабильна и открыта для инвестиций в экономику и для развития.

Кроме того, в первой половине двадцатого века индийские повстанцы во главе с Махатмой Ганди внесли свой вклад в обретение Индией полной независимости от Британии. Они проводили кампании ненасильственного сопротивления и отказа от сотрудничества, хотя даже сам Ганди не мог порой предотвратить акты террора. А Франция воевала со своими собственными повстанцами в Северной Африке. Это хорошо показано во французском фильме "Битва за Алжир" (вообще-то фильм был снят итальянским режиссёром Джило Понтекорво - прим. перев.), в котором алжирские повстанцы громят французские кафе.

Переговоры с "Талибаном" пойдут на пользу интересам США в этом регионе. Война, продолжающаяся уже восьмой год, не привела к достижению главной цели, а именно, к поимке Усамы бен Ладена с целью привлечения его к суду и наказания за преступления против человечности, совершенные 11 сентября. И это несмотря на двойную попытку талибов договориться с США о выдаче бен Ладена. Как сообщил в прошлом месяце Том Хейден (Tom Hayden) из Los Angeles Times, первая попытка была сделана вскоре после терактов 11 сентября, а вторая немного позднее. Такие переговоры наверняка приблизили бы нас к достижению главной цели в Афганистане, то есть, к поимке и к суду над бен Ладеном и его помощниками, которые организовали захват авиалайнеров и силами террористов-смертников направили их на Пентагон и на башни Всемирного торгового центра.

Здесь важно воспитывать ответственность в рядах повстанческих движений, провозглашая нормы и стандарты, в рамках которых их участников можно вовлечь в политический процесс. Иначе эти группировки будут по-прежнему настроены против тех процедур, которые они уже считают нелегитимными. Лучший способ достичь такого результата в Афганистане - это начать прямые переговоры с "Талибаном".

Объявленное администрацией Обамы решение об отправке в Афганистан дополнительных войск приведет лишь к эскалации вооруженной борьбы повстанцев. Кроме того, война это всегда далекий от совершенства инструмент, потому что  ведущие войны государства обычно сами создают предпосылки и условия для их начала. Безусловно, тот факт, что ЦРУ вооружало талибов, направляя их на борьбу с вторгшимися в Афганистан советскими войсками (1979-1989 гг.), помог заложить основы для укрепления и расширения того самого повстанческого движения, с которым сегодня сражаются американские военные. Соединенные Штаты должны начать переговоры с "Талибаном" для того, чтобы привлечь к суду Усаму бен Ладена и его ближайших помощников, а также помочь президенту Обаме в достижении конечной цели - вывести из Афганистана американские войска и дать афганцам возможность для самоопределения.

Доктор наук Уильям Барт получил докторскую степень в Оксфордском университете. Он автор книги, которая называется "On Cultural Rights: The Equality of Nations and the Minority Legal Tradition" (О культурных правах: равенство наций и правовая традиция меньшинств).