Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Помощь афганскому народу используется не по назначению"

© http://www.marinecorpstimes.comМаковое поле в Афганистане
Маковое поле в Афганистане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда говорят о производстве наркотиков в Афганистане, то зачастую забывают о том, что в 2001 году, до вторжения США, выращивание опиатов было фактически искоренено, за исключением лишь тех районов, что находились под контролем войск Северного Альянса.

Когда говорят о производстве наркотиков в Афганистане, то зачастую забывают о том, что в 2001 году, до вторжения США, выращивание опиатов было фактически искоренено, за исключением лишь тех районов, что находились под контролем войск Северного Альянса. Это явилось результатом многолетних переговоров, которые вёл с талибами, представителями соседних стран и идеологами исламизма бывший депутат итальянского парламента Пино Арлаччи (Pino Arlacchi, 1951), заместитель Генерального секретаря ООН по вопросам борьбы с наркотиками. С той поры посевы опиумного мака выросли до невиданных размеров.

Арлаччи, сыгравший большую роль в борьбе с сицилийской мафией в 90-е годы, вернулся к политической деятельности в качестве депутата Европарламента и решил проверить, как используются финансовые средства, выделяемые в качестве международной помощи.

Как утверждает сам парламентарий, он буквально «остолбенел» от масштабов коррупции и хищений в международных организациях, занимающихся распределением этой помощи. Арлаччи подверг резкой критике работу различных ведомств ООН. Сам депутат оставил должность главы венского офиса ООН в 2002 году из-за недовольства, которое было высказано в связи с его деятельностью и стремлением договориться с талибами: «Люди, которых я уволил за коррупцию или несостоятельность, развязали против меня клеветническую кампанию. Я 15 лет боролся с мафией, ходил с охраной и был готов ко всему», добавляет он. Ниже мы предлагаем вниманию читателей полный текст интервью, опубликованного 20 марта 2010 года в печатной версии газеты La Vanguardia.

- Почему после американской оккупации выращивание опиатов резко возросло?
- Никто не хочет об этом говорить, но между администрацией Джорджа Буша и афганскими полевыми командирами было достигнуто тайное соглашение. Американцы сказали им, что закроют глаза, если те не будут мешать им бороться с так называемым терроризмом. Если раньше они действовали как разрозненные бандгруппы, то теперь сформировали целый картель, контролировавший производство опиатов. Весь героин, потребляемый в Европе, поступает из Афганистана. Мой опыт показывает, что покончить с этим злом возможно. Мы уже этого добивались, почти не имея средств. Учитывая те огромные суммы денег, которые направляются в Афганистан, а это 100 миллионов евро в год, покончить с производством опиатов можно в течение 5 лет. Я говорил с Хамидом Каррзаем и некоторыми министрами из его правительства, и они изъявили согласие предпринять шаги в этом направлении.

- То есть, достаточно поговорить с Карзаем?
- Он не контролирует всю территорию страны. Да, достаточно, потому что нынешнее военное наступление будет иметь определённый успех, пусть и временный, так что можно будет добиться того, что помощь дойдёт до земледельцев. В последнее время был сделан вывод о том, что выращивание шафрана или гранатовых деревьев приносит не меньший доход, чем опиумный мак. Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) и руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Виктор Иванов от имени ЕС и России в апреле выступят с инициативой по искоренению наркопроизводства а Афганистане. Россия в этом очень заинтересована, потому что по количеству потребляемого афганского героина стоит на втором после Европы месте, там настоящая героиновая эпидемия, более полутора миллионов наркоманов. Мы должны создать международный независимый орган, управляемый афганцами, но контролируемый западными странами.

- А это соглашение с полевыми командирами уже не действует?
- Некоторые из этих соглашений лично заключал бывший министр обороны Дональд Рамсфельд. Чем это закончилось, все знают. До тех пока командующим международным контингентом и американскими войсками в Афганистане не был назначен генерал Маккристал, какие-то остаточные явления ещё наблюдались, но теперь, думаю, что нет.  В течение ряда лет всё внимание мирового сообщества было приковано к Ираку. Мы стали думать об Афганистане только сейчас, когда в Белый Дом пришёл Барак Обама. Это его война. афганский опиум не беспокоил его предшественников, потому что героин, употребляемый в США, поступает из Мексики и Колумбии.

- В ходе Вашей поездки что удалось выяснить относительно использования международной помощи?
- Большая часть этой помощи используется не по назначению. Если ежегодно в Афганистан направляются по пять миллиардов долларов (всего за последние пять по официальным данным в туда было направлено 40 миллиардов долларов), то почему 30 процентов населения страны страдают от недоедания, а столица страны Кабул даже не имеет признаков цивилизованной жизни, не говоря уже о сельской местности?


Для любого человека, который там окажется и оглянётся по сторонам, станет очевидно, что помощь до этих мест не доходит. 84 процента её объёма управляется международными или национальными организациями, и лишь 16 процентов проходит через афганские инстанции, так что афганское правительство просто не в состоянии в одиночку разбазарить столько средств.

Я начал задавать вопросы, разговаривать с людьми, исследовать вопрос. Те цифры, которые я получил, говорят о том, что 80 процентов международной помощи, выделяемой Афганистану, не доходит до его населения. Афганцы получают лишь 20 процентов. И с этим согласны афганские власти, международные организации и независимые наблюдатели. Я не сделал никакого открытия, но это никого не волнует, ведь гораздо проще обвинить самих афганцев. Американские власти заявили мне, что 90 процентов средств, выделяемых ими на Афганистан, не отслеживается, то есть, у них даже нет ни малейшего представления о том, на что они используются.

- Это очень высокие цифры потерь.  Чем это можно объяснить? Можно ли эти факты изобличить?
- Да, и мы это сделаем. Причин две: неоправданное расходование средств и коррупция. Первое происходит через непомерно завышенные расценки, огромное количество бесполезных консультационных бюро, сотрудники которых получают 300.000 евро в год за то, что ничего не делают. Всё это бессмысленные текущие расходы. Иногда к этому добавляется и коррупция международного масштаба. В последние годы в ряде ооновских подразделений разразились скандалы. В качестве примера можно привести Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (UNOPS), где было похищено более миллиарда долларов.

Как завышают расценки
- Я провёл несколько дней в Герате и попросил итальянских военных рассказать о своей работе. Построить школу у них стоит 100 тысяч евро, небольшая сумма. Я видел, как с помощью малого количества денег можно произвести сильное впечатление. За строительство точно такой же школу организации типа Агентства США по Международному Развитию (US AID) могут взять с вас  в три или десять раз больше. Итальянцы также построили детскую больницу, единственную в Афганистане. А теперь представьте себе, что после девяти лет международной оккупации в стране с 30-миллионным населением не было ни одной! Этот факт многое проясняет относительно того, куда деваются деньги…

- Агентство США по Международному Развитию отреагировало на Ваши обвинения, заявив, что соблюдает международные строительные нормы...
- Совершенно верно. Они только подтверждают мои слова. Именно эти цены и есть результат накруток, в то время как можно сделать гораздо дешевле. Итальянцы также построили детскую больницу, единственную в Афганистане. А теперь представьте себе, что после девяти лет международной оккупации в стране с 30-миллионным населением не было ни одной! Этот эпизод многое проясняет относительно того, куда деваются деньги… это известные факты. В ходе аудиторской проверки потоков американских денег выяснилось, что до 80% общей суммы международной помощи распределяется через пятерых крупных подрядчиков, забирающих себе все проекты. Вот вам и объяснение.

- Это касается только американской помощи или европейской тоже?
- Страны Евросоюза выделяют на нужды Афганистана около одного миллиарда евро в год. Я полагаю, что нецелевое расходование средств касается прежде всего США, но, исходя из собственного опыта, подозреваю, что европейская помощь предоставляется по той же схеме. Ведь одна из составляющих проблемы – это каналы, по которым предоставляется международная помощь. В случае США большая часть идёт через всего-навсего пятерых крупных подрядчиков, что ведёт к повышению цен. В итоге, деньги до афганцев не доходят и возвращаются окольными путями в страну-донор.

- Каковы Ваши рекомендации Европарламенту относительно дальнейшего европейского взаимодействия с Афганистаном?

- Отправляясь в свою недавнюю поездку в Афганистан, я думал, что международному воинскому контингенту следует покинуть эту страну как можно быстрее. А теперь уже так не думаю. Мы поломали страну и должны нести за это ответственность. Необходимо подготовить афганские силы безопасности, чтобы в стране был порядок. А затем можно уйти через два года, хотя предоставлять финансовую помощь стране мы должны в течение ещё 20 лет, но уже в другой форме. Я полностью поддерживаю процесс национального примирения и создание правительства народного единства. Проблема не в талибах, они всего лишь часть проблемы. Они возглавляют повстанческое движение, однако большая часть так называемых повстанцев всего лишь местные бандиты, воспользовавшиеся отсутствием правоохранительных органов для установления собственных законов.

Без минимальной безопасности страны может погрузиться в хаос, потому что в истории всегда так происходило. И надо прекратить навешивать примитивные ярлычки типа "Аль-Каида".