Турция совершила крутой поворот, объявив о пересмотре списка стран, которые она считает угрожающими национальной безопасности (этот список ещё называют «красной книгой»), что стало очередным подтверждением ухода Анкары от Запада и сближения ее с Ираном и прочими странами, враждебными по отношению к США.
В совершенно секретном документе, касающемся политики национальной безопасности (по-турецки он сокращенно называется MGSB), перечислены существующие с точки зрения Турции внутренние и внешние угрозы. Список регулярно пополняется советом национальной безопасности, который раньше возглавлялся кем-либо из генералов, но теперь попал под контроль правящей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР).

При этой партии в «красную книгу» были внесены самые радикальные поправки с самого ее первого появления в 1980 году. Эти изменения, принятые за закрытыми дверями, доказывают, что начинает побеждать «неоосманский» подход к вопросам геополитики и жестко антиизраильский внешнеполитический курс министра иностранных дел Ахмета Давутоглу (Ahmet Davutoglu).

Новая его версия, оказавшаяся в распоряжении проправительственных СМИ, — это нечто революционное. Турция убрала из списка критических угроз Россию, которая в 2008 году оккупировала четверть территории соседней и дружественной Грузии. Ранее премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) предложил своему коллеге Владимиру Путину проект «Платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе» — кондоминиума, куда входили бы Россия и три закавказских государства, но не США, не страны Евросоюза и не Иран, причем с Вашингтоном и европейскими столицами никто не проконсультировался и даже не поставил их в известность.

Вместо этого за последние восемь лет Турция и Россия развивали стратегическое и энергетическое партнерство, что обеспечивает Турции более 60 процентов потребляемой ею энергии, а также мощные торговые связи. Кроме того, Турция убрала из списка противников Армению, хотя блокада армянской границы продолжается.
Наряду с Россией Турция убрала из списка Ирак и Сирию. Ирак нестабилен и служит базой для курдских повстанцев и террористов из Рабочей партии Курдистана, Аль-Каиды и шиитской Хизбаллы, а Сирия давно на государственном уровне спонсирует терроризм, в частности, ливанскую «Хизбаллу» и «ХАМАС».

У Ирана крайне подозрительный атомный проект, арсенал баллистических ракет, воинственная риторика (он отрицает право Израиля на существование) и пропаганда, направленная против США, но сообщается, что и он убран из списка критических угроз для Турции. Вкупе с предложенным Турцией Ирану и Бразилии партнерством по решению проблемы с обогащением урана Ираном и поданным ею же голосом против санкций в отношении Ирана в ООН это говорит о том, что Анкара выбирает в качестве предпочтительного партнера и союзника Тегеран.

Наконец, Турция поставила своего бывшего стратегического и торгового партнера — Израиль — во главе списка, обозначив его как «сильную угрозу». Турецко-израильские отношения начали резко ухудшаться в январе 2009 года, после мирового экономического саммита в Давосе, где премьер-министр Эрдоган позволил себе словесные нападки на очень мирного престарелого израильского государственного деятеля — президента Шимона Переса. К сожалению, в мае 2010 года правительство Турции поддержало исламистскую организацию «Фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи», направившую флотилию в поддержку «ХАМАСа» в Газе. Неудачные действия Израиля против флагманского корабля «Меви мармара», в результате которых погибло девять поддерживавших Палестину турецких исламистов, напавших на израильтян, дали Турции повод быстро порвать тщательно выстраивавшиеся отношения с Израилем. Недавно, как сообщают турецкие и израильские СМИ, директор турецкой службы разведки Хакан Фидан (Hakan Fidan) приказал прекратить сотрудничество со службой внешней разведки Израиля «Моссад». Есть признаки, что Турция наращивает масштабы сотрудничества с Ираном.

Внеся Израиль в «красную книгу», а заодно заявив, что действия Израиля могут привести к началу гонки вооружений на Ближнем Востоке, Турция нанесла решающий удар по остаткам турецко-израильских отношений. Турция продемонстрировала враждебность по отношению к Израилю — верному союзнику США — еще и тем, что развернула «стратегическое партнерство» с Сирией, а также, как утверждается, договорилась с «Хизбаллой» о поставках оружия.

На прошлой неделе, во время переговоров о новом противоракетном щите НАТО, Анкара потребовала, чтобы страны, не входящие в НАТО (имелся в виду преимущественно Израиль), не имели доступа к данным, полученным благодаря радарным системам, входящим в состав ПРО, и США, как сообщается, с этим согласились.
Вклад Турции в афганскую и иракскую кампании, а также ее желание участвовать в программе противоракетной обороны НАТО — это похвально, но с тех пор, как власть перешла к ПСР, возникает масса вопросов к внешнеполитическому курсу Турции. Вне зависимости от того, какие цели на словах ставит перед собой Давутоглу, в частности, «сведение к нулю проблем с соседями», новый внешнеполитический курс Турции отдаляет ее от давних друзей и создаёт проблему и вызов для США.

Администрация Обамы должна выразить крайнюю озабоченность в связи с направлением внешнеполитического курса Турции, так как отношения с Ираном и Израилем стали «лакмусовой бумажкой», по которой ясен внешнеполитический курс Турции. Правительство США должно не только предложить стимулирующие меры, но и нажать на Турцию, чтобы не допустить ее сближения с Ираном. Вашингтон должен настоять на примирении между Турцией и Израилем, в частности, обеспечить жизненно важный обмен разведданными, касающимися иранской угрозы. Это стратегически важная задача, игнорировать которую Белый дом не может.

Кандидат наук Ариэль Коэн — старший научный сотрудник отдела изучения России и Евразии и международной энергетической политики в центре изучения внешней политики имени Дугласа и Сары Эллисон, входящего в состав института международных отношений имени Кэтрин и Шелби Каллом Дэвиса при фонде «Наследие»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.