Двадцать лет назад, когда распадался Советский Союз, у его военного флота не было ни одного океанского корабля, построенного за рубежом. Сейчас наследники Красного флота делают ставку на французские верфи, надеясь укрепить свою мощь и получить доступ к новым технологиям.
 
В мае Россия заключила с Францией соглашение о покупке четырех кораблей класса «Мистраль» за 1,5 миллиарда евро. Это стало важным событием для французской промышленности. Из соперника Россия впервые со времен окончания холодной войны превратилась в крупного покупателя вооружений. Остается только пожелать, чтобы русские в свою очередь ответили на постоянные просьбы Индии и передали ей старый, в прошлом частично сгоревший авианосец «Адмирал Горшков» - в срок и не требуя дополнительных доплат.

Теперь возникает вопрос в том, что такое этот «Мистраль», который Россия не может построить, но хочет иметь? «Мистраль» - десантный вертолетоносец, способный перевозить 60 бронетранспортеров и 450 солдат с полным снаряжением – при необходимости вдвое больше. Два таких корабля были приняты в состав французского флота в 2006 и 2007 годах. Фактически, это авианосцы с дополнительными возможностями в области транспортировки войск и установления военного присутствия в дальних регионах. Основные задачи «Мистраля» - переброска войск, присутствие на передовых рубежах, логистическая поддержка развернутых сухопутных или морских сил, гуманитарная помощь, помощь в случае катастроф, руководство совместными флотскими операциями. «Мистраль», способный находиться в открытом море в течение 45 дней, может оказаться серьезной силой.

Однако промышленный, технический и конструкторский потенциал России вполне позволяет ей строить новые десантные корабли. Зачем же ей нужен импорт? Дело в том, что, на ее взгляд, покупать корабли или проекты кораблей у французов дешевле, быстрее и лучше по результату. При этом Москва хочет самостоятельно проделать большую часть работы, чтобы получить опыт строительства десантных кораблей. К тому же, так как она добивается передачи технологии, можно предположить, что дела с технологиями, знаниями и навыками у нее обстоят сейчас не лучшим образом. Так стоит ли Индии по-прежнему закупать корабли у России или индийскому флоту лучше поискать новых поставщиков?

«Мистрали» придется модифицировать, чтобы они могли действовать в холодных водах, а их вертолетные площадки предстоит укрепить, чтобы они выдерживали российские вертолеты, которые тяжелее и больше французских. Совсем интересной делает ситуацию новость о том, что «корабли будут поставляться без вооружения, радаров и боевых систем». Неужели российский потенциал настолько уменьшился, что она может производить «вооружение, радары и боевые системы», но не может построить основные структуры военного корабля водоизмещением в 21600 тонн?

Факт в том, что Россия никогда не была великой морской державой. Даже в 1970-х и 1980-х годах, в славные времена адмирала Сергея Горшкова, советский флот не обладал подлинным стратегическим потенциалом, несмотря на наличие большого флота атомных подводных лодок. Контакты флота Москвы с Францией начали приносить полноценные плоды только в 21 веке.

Кроме того, недавно стала известно, что Россия увольняет ряд высокопоставленных сотрудников министерства обороны за срыв оборонного заказа. Таким образом, хотя еще в 2005-2009 годах на долю России приходилось 77 % индийского импорта вооружений, Индии трудно поставить в вину то, что она - из соображений собственной безопасности - стремится диверсифицировать источники военных поставок. Помимо этого в целом гармоничные отношения между Москвой и Дели в области закупок вооружений портит ситуация с авианосцем «Адмирал Горшков», работа над которым затягивается и требует дополнительных средств. Впрочем, в 2009 году Индия и Россия заключили десятилетнее соглашение о военно-техническом сотрудничестве, подразумевающее планы по «вертолетов, боевых машин пехоты и истребителей пятого поколения». Россия сейчас, по-видимому, не в лучшей форме, но было бы ошибкой думать, что она окончательно пропала с радаров Дели.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.