Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Афганистан: десять лет войны

© REUTERS / Ahmad MasoodНападение на отель Intercontinental в Кабуле
Нападение на отель Intercontinental в Кабуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Десять лет спустя после падения режима талибов в результате вмешательства НАТО некоторые афганцы признают определенное улучшение условий жизни. С таким мнением, однако, не согласны правозащитные организации, которые говорят о критической гуманитарной ситуации.

Ровно десять лет назад, 7 октября 2001 года американцы и британцы начали в Афганистане операцию «Несокрушимая свобода» и нанесли целую серию массированных ударов по талибскому режиму. В этой новой главе афганской войны, которая не прекращается уже 30 лет, тысячи мирных жителей в очередной раз оказались меж двух огней враждующих лагерей.

Десять лет спустя после начала западного вмешательства неправительственные организации приходят к неутешительным выводам о гуманитарной ситуации в стране. Отсутствие безопасности и затрудненный доступ к медицинским услугам (особенно в наиболее отдаленных сельских регионах) остаются по их словам главными источниками проблем в одном из самых бедных государств мира. Тем не менее, назвать это десятилетие одной лишь чередой разрушенных надежд и страданий было бы ошибкой. Хотя стране, безусловно, еще предстоит проделать огромный путь, чтобы выбраться из нынешнего политического и экономического болота, некоторые афганцы (преимущественно в городских зонах) все же отмечают улучшение условий жизни после падения режима талибов в 2001 году.

«В Кабуле я чувствую себя в безопасности»

«Здесь, в Кабуле я чувствую себя в безопасности. Я могу без страха выйти на улицу, могу пойти на работу, не опасаясь получить пулю в живот. Это уже немало». Исна, жительница афганской столицы, с которой удалось связаться France24, отказывается воспринимать в одном лишь черном цвете гуманитарную ситуацию в своей стране. Хотя и не строит себе иллюзий. Эта 32-летняя женщина, «как и многие другие», осознает нынешнюю дезорганизацию страны, которая стала результатом многолетних боев и привела к огромным потребностям во всех областях. «Здесь дела идут гораздо лучше. Разница с периодом до 2001 года видна невооруженным взглядом! Но я знаю, что в других местах все очень плохо», - добавляет она.

За стенами столицы ситуация действительно вызывает куда большее беспокойство. Объясняется это в первую очередь усилением боевых действий между силами коалиции и талибами, которые наращивают свою активность с 2007 года. Исламисты без колебаний наносят удары по официальным целям. Так, 26 сентября они организовали теракт против посольства США в Кабуле. Нападения талибов и удары НАТО - все это продолжает регулярно уносить множество жизней мирных жителей.  

«Особое беспокойство у нас вызывают афганцы, которые находятся на линии огня. Обстановка, в которой они живут, очень тревожна», - заявил в обнародованном 3 октября пресс-релизе руководитель Международного комитета Красного креста по Южной Азии Жак де Майо (Jacques de Maio). По данным ООН, за одну только первую половину 2011 года погибли более 1460 мирных жителей (80% из них - стали жертвами операций талибов).

Принять иностранную помощь - значит подписать себе смертный приговор


За последние годы ситуация с безопасностью населения серьезно обострилась из-за акций талибов, которые направлены на запугивание мирных жителей. Некоторые радикальные группы в стране ведут активную политику террора, отправляют письма с угрозами, чтобы не давать женщинам работать, нападают на идущих в школу девочек. И все это, несмотря на присутствие 140 000 иностранных солдат. «В некоторых провинциях (вдали от хорошо защищенной столицы) жители говорят, что боятся давления талибов. Они угрожают им, заставляют встать на их сторону», - объясняет профессор из Кабула Азиз, с которым связался журналист France24. «Здесь (в столице) подобного не происходит», - продолжает он.

Такая ситуация отражается и на здравоохранении. Некоторые афганцы больше не решаются пойти в открытые неправительственными организациями центры, на которых также пытаются надавить исламисты. Во многих случая получить иностранную помощь - значит подписать себе смертный приговор. «Лечение в какой-либо клинике под эгидой НАТО означает опасность карательных мер со стороны талибов», - говорит Азиз. 

На эту уязвимость накладываются и трудности с перемещением по стране. С одной стороны, «дороги заминированы и перекрыты пропускными пунктами», с другой стороны, «у многих людей просто нет средств, чтобы оплатить перевозку больных», говорится в отчете Красного креста. Бедность вынуждает многих афганцев оставаться дома за неимением возможности перевезти раненых.

Права женщин

Несмотря на мрачную картину в области безопасности и здравоохранения, в стране заметен прогресс в социальной сфере, в частности, это касается школьного образования, развития торговли... и улучшения положения женщин. Десять лет спустя после появления в Афганистане западной армии «за школьными партами сейчас сидят почти 2,7 миллиона юных афганок в отличие от всего нескольких тысяч при режиме талибов», говорится в опубликованном 3 октября докладе международной ассоциации Oxfam. Довольна таким развитием событий и Исна. «Остается еще многое сделать, но уже сейчас все больше женщин в стране начинают читать и писать. Моя семилетняя двоюродная сестра из Кандагара научилась писать в прошлом году. Это просто замечательно», - радуется она.

Остается лишь понять, удастся ли сохранить достигнутые результаты после окончательного вывода войск коалиции в 2014 году, беспокоятся правозащитники. «За последние десять лет нам удалось сделать очень много. Но что будет еще через десять лет?» - задается вопросом один из авторов доклада Орзала Ашраф Немат. Мирное соглашение с талибами, о котором пытаются договориться афганские власти, вызывает у него определенные опасения. Президент Хамид Карзай неоднократно предлагал исламистам обсудить условия мира, однако они всегда повторяли, что не вступят ни в какие переговоры, пока последний иностранный солдат не покинет страну.    

«Нужно с уверенностью смотреть в будущее, - утверждает Азиз. - Нам еще предстоит многое преодолеть, создать множество институтов, но мы идем верным путем, и я предпочитаю с оптимизмом смотреть вперед и надеяться на лучшее для моей страны».