Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Бритиш Петролеум" соглашается с российскими понятиями собственности

И предпочитает иметь дело со знакомым злом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Компания "Бритиш Петролеум", объявив на прошлой неделе о создании совместного предприятия, которое станет третьей по величине нефтяной компанией России, дала согласие на сотрудничество не столько с представителями московского бизнеса, сколько с горсткой могущественных российских бизнесменов. Это был необычный пакт. Хотя компания "Бритиш Петролеум" и подчеркивает, что она является полностью равноправным партнером в новом предприятии, она добавляет, что в стране, где практика ведения бизнеса продолжает быть весьма агрессивной, возможно, будет предпочтительнее, чтобы новое совместное предприятие считалось действительно российской компанией со значительным участием "Бритиш Петролеум", а не просто компанией, принадлежащей "БП"

Компания "Бритиш Петролеум", объявив на прошлой неделе о создании совместного предприятия с капиталом, равным 16 миллиардам долларов США, которое станет третьей по величине нефтяной компанией России, дала согласие на сотрудничество не столько с представителями московского бизнеса, сколько с горсткой могущественных российских бизнесменов. Это было необычное соглашение.

Структура владельцев и руководства новой компании "NewCo" похожа на структуру существующей российской компании "ТНК", которая будет объединена с "Сиданко". "Бритиш Петролеум" владеет в настоящее время 25-ю процентами акций "Сиданко".

По бумагам собственниками "ТНК" - и партнерами "БП" по совместному предприятию - являются группы "Альфа" и "Access/Renova". В действительности же эти организации являются скорее не объединенными компаниями, а группой партнеров, осуществляющих совместные операции.

"Для того, чтобы понять, как функционирует "ТНК", нужно посмотреть на ее четырех руководителей", - считает один из инсайдеров. Как и большинство российских компаний, "ТНК" управляется не разнородной массой акционеров, как это принято на Западе, а несколькими сильными собственниками. В компании смогли найти баланс между их порой противоположными интересами.

В коммунистические времена республиками Советского Союза зачастую руководили назначаемые Москвой вторые секретари партии, стоявшие за спинами местных лидеров. Компанией "ТНК" формально руководит Симон Кукес, россиянин, хорошо знакомый с американским опытом ведения бизнеса.

Однако многие из серьезных решений принимаются двумя фигурами, занимающими более низкие должности: Германом Ханом и Виктором Вексельбергом. Если они действуют как руководители правления компании, то их уважаемые партнеры, Михаил Фридман и Лен Блаватник, являются "неисполнительными" председателями.

Больше всех известен г-н Фридман, являющийся лицом консорциума "Альфа-Групп", включающего в себя "Альфа-Банк", торговые компании "Альфа-Эко" и "Краун", а также владеющего акциями "ТНК", сети магазинов "Перекресток", телекоммуникационных и продовольственных предприятий.

Но г-н Хан также является держателем значительного количества акций "Альфы". Он и г-н Фридман родились на Украине, учились вместе в Московском институте стали и сплавов, а затем начали заниматься бизнесом вместе с товарищем по учебе Алексеем Кузмичевым. Г-н Хан руководил компанией "Альфа-Эко", а после приобретения консорциумом в 1997 году 50-ти процентов акций "ТНК" стал представлять интересы группы в этой нефтяной компании.

Понимая важность политических контактов в российском бизнесе, в 1993 году они вовлекли в свой бизнес Петра Авена, бывшего министра торговли. По мнению г-на Фридмана, даже сегодня западным компаниям еще рано действовать в России самостоятельно. "У нас есть выстроенные взаимоотношения с местными властями, налоговыми органами, правительством, связи с общественностью и так далее", - говорит г-н Фридман.

Многие из влиятельных российских олигархических групп имеют нескольких акционеров-партнеров, которые стоят за спиной одной публичной фигуры, такой, как, например Михаил Ходорковский, руководитель конкурирующей компании "Юкос". Обычно конкурирующие компании редко осуществляют совместные операции. Однако в ходе последней волны приватизации нефтяных компаний, когда факты продажи предприятий инсайдерам по минимальной цене стали редкостью, стоимость "ТНК" была слишком высока, чтобы ее смогла осилить какая-либо группа в одиночку.

Поэтому "Альфа" объединила усилия с "Access/Renova". "Access" является компанией г-на Блаватника, эмигрировавшего в США в конце 1970-х годов и сделавшего там удачную карьеру в бизнесе. В начале 1990-х годов он решил инвестировать средства в России, покупая доли промышленных, угольных и металлургических предприятий, в том числе и "Суала", являющегося сейчас шестой крупнейшей в мире алюминиевой компанией.

Его партнером является г-н Вексельберг, давший г-ну Блаватнику небольшую долю акций своей компании "Renova". Комментируя партнерство с "Альфой" при покупке "ТНК", г-н Вексельберг просто сказал: "От смешанных браков обычно рождаются прекрасные дети".

Основанная на доверии сделка о покупке "ТНК" в пропорции 50 на 50 оправдала себя и была ознаменована ростом профессионализма управляющих, увеличением инвестиций и прозрачности компании. Однако аналогичная попытка "Альфы" купить вместе с олигархом Владимиром Потаниным компанию "Сиданко" в 1996 году закончилась тем, что "Альфа" была им выдавлена, что показывает сложность подобных сделок.

В другом случае иск, выдвинутый против "ТНК" малоизвестной оффшорной компанией, обвиняет "ТНК" в мошенничестве, вымогательстве и угрозах. "ТНК" эти обвинения полностью отрицает. Однако даже "Бритиш Петролеум", которая в 1997 году приобрела у г-на Потанина 10 процентов акций "Сиданко", может из первых рук засвидетельствовать, насколько жестокой может быть "ТНК", которая использовала несовершенство российского законодательства о банкротстве, чтобы лишить "Бритиш Петролеум" ее собственности.

"Бритиш Петролеум" понимает, что в том деле не было ничего личного, что это было частью конкуренции в российском бизнесе, - отметило одно лицо, близкое к переговорам. - Приложив определенные усилия, мы поняли, что лучше иметь дело с дьяволом, о котором что-то известно - до тех пор, пока наши интересы совпадают".

Хотя компания "Бритиш Петролеум" и подчеркивает, что она является полностью равноправным партнером в новом предприятии, она добавляет, что в стране, где практика ведения бизнеса продолжает быть весьма агрессивной, возможно, будет предпочтительнее, чтобы новое совместное предприятие считалось "действительно российской компанией со значительным участием "Бритиш Петролеум", а не просто компанией, принадлежащей "БП"".