Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Масштабные планы интеграции России и ЕС

Желания и действительность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время встречи в Санкт-Петербурге руководители ЕС подтвердили свою волю относительно создания общего с Россией экономического пространства. Настоящая, поэтапная экономическая интеграция России в Европу способствовала бы не только усилению прозападного курса, но и поддержанию в стране стабильности. В среднесрочной перспективе с точки зрения экономических интересов она была выгодной для обеих сторон. Между тем, расширение ЕС на восток создает для экспортеров России новые барьеры

Во время встречи в Санкт-Петербурге руководители ЕС подтвердили свою волю относительно создания общего с Россией экономического пространства. Между тем, расширение ЕС на восток создает для экспортеров России новые барьеры.

В последние годы в России произошло удивительное. Новое правительство во главе с президентом Путиным и экономическая элита поставили страну в политическом плане на прозападный курс и занялись созданием конкурентоспособной рыночной экономики, интегрированной в экономику мировую. В экономическом плане она рассматривает себя все в большей степени как часть Европы. Это убедительно не только с географической точки зрения, но и отвечает реалиям в области торговой политики: уже сегодня треть всего российского экспорта идет в ЕС. На расширенный ЕС будет приходиться более половины всего российского экспорта.

Единое экономическое пространство как цель

В Санкт-Петербурге, который считается в России историческим «окном в Европу», в прошедшие выходные прошла ежегодная встреча в верхах ЕС-Россия, на которой были почти все главы государств и правительств нынешних и будущих стран-членов ЕС. Обе стороны подтвердили свою волю относительно расширения сотрудничества, а в экономическом плане - создания в долгосрочной перспективе единого европейского экономического пространства (EWR). Заключительное заявление формулирует дополнительно по-новому цели единого правового пространства и пространства безопасности, а также единого пространства в области исследований и образования. Впрочем, избыток пространств общего пользования мало помог в выяснении вопроса, а как же о них договариваться, и как они возникнут. Не удалось пока достичь единогласия и по поводу первого конкретного шага, направленного на облегчение транспортного сообщения между Россией и ЕС и на поэтапную отмену утомительной и мало эффективной процедуры получения визы. Поэтому на деле вместо того, чтобы чувствовать себя принятыми в Европу, россияне оказываются во все большей изоляции.

То, что в вопросе интеграции с ЕС форма пока доминирует над содержанием, не является случайностью. ЕС, как это показала в очередной раз встреча в Санкт-Петербурге, занят, главным образом, тем, что пытается переварить очередной этап своего расширения в институциональном плане. Интегрировать Россию в полном объеме в единое экономическое пространство Европы - это задача, которая в настоящее время для ЕС не под силу. Согласно только что опубликованному исследованию, проведенному Центром экономических исследований "Think Tank Center for Economic Policy Research" (CEPR), с экономической точки зрения возникает также и такой вопрос, а насколько вступление в EWR является подходящим вариантом для оптимальной экономической интеграции России в Европу. Чтобы быть частью EWR России пришлось бы взять на себя не только реализацию значительной части накопленного опыта, но и следовать ему в его дальнейшем развитии, не имея возможности оказывать на этот процесс никакого влияния. Даже если предположить, что ЕС оказался бы готов предложить России полноценное вступление в EWR, то и тогда страна оказалась бы перед проблемой: а целесообразно ли участвовать во всем этом, не являясь членом и не имея возможности соучаствовать в принятии решений? Пока, скорее, нет, считает автор документа Центра экономических исследований. То, что более глубокая экономическая интеграция была бы выгодной в среднесрочном плане, как для России, так и для ЕС, в экономическом плане вопросов, разумеется, не вызывает. Но экономики стран пока еще настолько различны, что одностороннее взятие на себя обязательств по выполнению всех существующих правил в ЕС, могло бы лишь усилить зависимость России от экспорта сырьевых ресурсов и, тем самым, увеличить опасность появления «женской болезни». Членство страны в ЕС, с помощью чего Россия могла бы восполнять эти недостатки изнутри, в обозримом будущем, если исходить из политических реалий, вряд ли возможно. Так что пока речь может идти о том, чтобы активнее способствовать реализации соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС и России, вступившего в силу в 1997 году и ставящего в качестве цели создание зоны свободной торговли.

Новые препятствия вместо интеграции

Между тем, несмотря на обещания ЕС России в настоящее время приходится, странным образом, наблюдать, как говорится в документе Центра экономических исследований, появление новых протекционистских барьеров. Расширение ЕС на восток, в сторону стран, являющихся традиционными торговыми партнерами России, конечно, не приведет к такому уж повышению таможенных пошлин, как это подчеркивают в ЕС. Но принятие странами-кандидатами на вступление в Союз антидемпинговых мер, существующих в ЕС, заметно ухудшит там ситуацию для российских экспортеров. Если ставится задача действительного облегчения экономической интеграции России в ЕС, то, прежде всего, необходимо отменить протекционистские антидемпинговые правила, касающиеся стали, удобрений и другой продукции химической промышленности, а также текстильных товаров. Или же они должны быть, по крайней мере, смягчены. Россия к тому же имеет в среднесрочном плане потенциал превратиться в конкурентоспособного экспортера сельскохозяйственной продукции.

Настоящая, поэтапная экономическая интеграция России в Европу способствовала бы не только усилению прозападного курса, но и поддержанию в стране стабильности. В среднесрочной перспективе с точки зрения экономических интересов она была выгодной для обеих сторон. Впрочем, насколько дальновидны все участники процесса, пособны ли они подтвердить высокие слова необходимыми делами, остается неясным и после саммита в Санкт-Петербурга.