После краха коммунизма Москва пережила не только трудные времена, но и получила сильный импульс для развития. В своем материале для "Frankfurter Rundschau" мэр Москвы Юрий Лужков говорит не только о достижениях, но и о проблемах, которые еще предстоит решить. Лужков в настоящее время находится в Германии и сегодня прибывает во Франкфурт-на-Майне с тем, чтобы призвать там западных инвесторов к более широкому присутствию в российской столице.

Все государства, будь то большие или маленькие, были вынуждены переживать в своей истории трудные и драматические времена. Россия - не исключение. Спустя добрых десять лет после начала перемен в нашей стране, мы видим совершенные ошибки и понимаем, что многого, что сегодня с исторической и экономической точки зрения кажется неэффективным, можно было бы избежать. Тем не менее, нельзя, видимо, не признавать, что Россия преодолела эти смутные времена относительно быстро и вышла на путь, которым идет весь цивилизованный мир.

Так получилось, что Москва часто отвечает за Россию. Столица - визитная карточка страны и как бы локомотив, который тянет за собой остальные российские регионы. Каждый, кто бывал в Москве 12 или 15 лет назад, сегодня, без сомнения, увидит бросающиеся в глаза различия.

Если сравнивать неухоженную Москву того времени, то приходишь к ясному и однозначному выводу: город динамично развивается, решая трудные проблемы городского хозяйства, прежде всего, в материальной сфере. Реализуются большие планы в области социального обеспечения различных слоев населения.

Московская промышленность, несмотря на все кризисы и, особенно, на тяжелый финансовый кризис пятилетней давности, демонстрирует растущие показатели. В прошлом году рост составил 14,2 процента. В 2003 году мы находимся пока на уровне 13 процентов. В 2002 году на долю Москвы приходилось 15 процентов внутреннего валового продукта и 30 процентов объема розничной торговли России. Двенадцать процентов всех потребительских товаров производится в Москве. Доля Москвы в бюджете Российской Федерации составила в прошлом году 30 процентов.

Чтобы лучше разобраться в этих цифрах, нужно учесть, что в Москве проживает шесть процентов населения России. Из этого следует, что среднестатистический москвич работает в 2-2,5 раза эффективнее, чем средний житель по России. Поэтому у Москвы такой большой бюджет. Доходы города на 90 процентов состоят из налогов, которые платят промышленные предприятия, строительные и транспортные фирмы, предприятия бытовых услуг и торговые предприятия.

В столице работают как крупные, так и средние и малые предприятия. Однако особенно быстрое развитие получило в прошедшие годы малое предпринимательство. В настоящее время в Москве работают более 180 000 малых предприятий, на которых занято свыше 1,5 миллиона человек. 30 процентов налогов в городской котел поступает из этого сектора.

Однако людям, склонным к предпринимательству, приходится сталкиваться при открытии предприятия с многочисленными бюрократическими барьерами, о которых городское правительство знает. Мы стремимся убирать барьеры на пути к самостоятельности и не допускать злоупотреблений служебным положением. Ежегодно из особого фонда в качестве помощи малым предприятиям выделяется около 700 миллионов рублей при условии, если те успешно защищают свои бизнес-планы. Начинающие мелкие предприниматели могут далее, например, арендовать по льготным ценам в разных районах Москвы меблированные офисы, получать консультации по вопросам бухгалтерского учета или пользоваться услугами.

В России, особенно в Москве, существует потребность в инвестициях, которая, в свою очередь, могла бы заинтересовать западных кредиторов. Увеличение такого спроса вызвано, в первую очередь, ростом доходов предприятий. Сокращение налога на прибыль до 24 процентов, более высокая амортизация и налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность, позволяют расширять эти источники.

В своем Послании к парламенту российский президент Владимир Путин сформулировал две главные задачи: увеличение в два раза внутреннего валового продукта к 2010 году и ликвидация в стране нищеты. Действительно, мы просто не можем быть нищими. Путь к решению этих задач я вижу, прежде всего, в совершенствовании налоговой системы. Необходимо смягчить налоговое бремя на производственные предприятия и повысить его для конечного потребителя. Мы будем и впредь использовать средства городского бюджета для поддержки производственного сектора экономики и предусматриваем сохранить бюджетные инвестиции на уровне 55-60 миллиардов рублей.

Я уже слышу упреки: «Планы планами. Речь о том, чтобы люди их выполняли. С этим у Вас, очевидно, проблема». Думаешь только о разразившемся несколько дней назад в Москве скандале, связанном с коррупцией.

Я не тот человек, который проводит страусиную политику, пряча голову в песок. В нашей стране, конечно, есть коррупция - в какой стране ее нет? Но Россия объявила этому злу бескомпромиссную борьбу. Мы, конечно, еще не совсем здоровы, но, по крайней мере, идем на поправку. Важно также то, что российское общество решилось на эту борьбу без каких-либо давления и призывов «сверху».

Что касается гуманитарного ресурса России, то после распада Советского Союза в экономике и политике были сняты с должностей выдающиеся специалисты, особо ценные научные и производственные кадры. Многие из этих людей не имели ничего общего с коммунистической идеологией и своими знаниями и умениями могли бы способствовать продвижению России вперед. Но к ним повернулись спиной и просто вышвырнули из управленческого аппарата и с производства. Это было большой ошибкой.

Но не беда: Россия уже вырастила новое поколение специалистов и управленцев, которое поведет нашу страну дальше по пути цивилизации и прогресса. В этом я твердо убежден, поскольку наша страна никогда не была бедна талантами. Мы не хотим и не будем замыкаться от мира. Мы хотим перенимать по возможности больше от других и что-то предлагать также и им. Одним словом, мы обречены на сотрудничество.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.