Москва, 15 января 2004 года. В прошлом году на дорогах погибло больше россиян, чем в чеченской и афганской военных кампаниях. Людские потери в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) составили 35000 человек, примерно в 10 больше, чем в Великобритании, которая имеет примерно равное количество автомобилей. Почти четверть миллиона человек получили увечья.

Несмотря на статистику, которая показывает увеличение на 7% числа погибших по сравнению с предыдущим годом, российские средства массовой информации практически игнорируют эту тему, а публичных дебатов почти не бывает.

Россияне ведут себя так, как если бы массовая гибель людей в результате ДТП являлась нормой их жизни. О кампаниях по снижению разрешенной скорости движения и по борьбе с пьяными водителями почти ничего не слышно, равно как и о мерах безопасности вроде "островков безопасности" на дорогах и развязок с односторонним круговым движением.

Определенную часть вины можно возложить на плохое состояние дорожного покрытия, недостаточную разметку и разрушающуюся инфраструктуру, например, обваливающиеся и недостроенные мосты. Но подавляющая часть вины ложится на водителей.

Глава Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) Виктор Кирьянов сказал: "Обучение вождению поставлено из рук вон плохо, а более трети тех, у кого есть водительское удостоверение, никогда не сдавали экзамена на право управления автомобилем".

Московские водители, вероятно, самые плохие в стране. Они игнорируют разметку рядности движения и часто ездят со скоростью, вдвое превышающей разрешенную. Довольно многие из них садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения, а ремнями безопасности пользуются лишь самые робкие.

Приезжающий в России европейский автомобилист испытывает страх на светофорах. Водители транспортных средств неизменно продолжают двигаться через перекресток уже после того, как перед ними загорелся красный свет, а другие соревнуются за то, чтобы первыми сорваться с места на зеленый сигнал светофора. Результаты предсказуемы.

Усугубляют проблему "новые русские" со своими "Мерседесами", BMW, "Рейндж Роверами" и другими дорогостоящими внедорожниками с колесной формулой 4х4. Некоторые за взятку местным властям приобрели для своих автомобилей проблесковые синие маячки. Другие, чтобы избежать заторов, ездят по встречной полосе широких городских магистралей и бульваров, терроризируя проблесковыми маячками водителей, которые едут в правильном направлении. Многие ездят в сопровождении охраны, которая готова запугать или избить всякого, кто осмелится не уступить дорогу.

Пешеходам достается больше всего: на их долю приходится 40% погибших в результате ДТП. Большинство находят смерть, переходя дорогу, но многие погибают, когда водители используют для обгона тротуары или теряют контроль над автомобилем. Вчера неподалеку от реки Волга получили травмы 15 детей школьного возраста. Водитель не справился с управлением своей "Лады".

По словам главы Управления безопасности дорожного движения в Министерстве транспорта Петра Лаврентьева, "одна из самых больших проблем заключается в том, что водители не пропускают пешеходов, переходящих дорогу в местах, оборудованных разметкой типа "зебра", вынуждая их переходить дорогу в неразрешенном месте".

Алкоголь часто является фактором происшествий на дорогах: примерно каждый шестой водитель, ставший участником ДТП, оказывается пьяным, так же, как и каждый пятый из сбитых пешеходов.

Дорожная полиция, возможно, является еще более значимым фактором. Почти все сотрудники ГИБДД коррумпированы и требуют взятку даже за малейшие нарушения. Водители, имеющие привычку садиться за руль после употребления спиртных напитков или проскакивать на красный сигнал светофора, могут обоснованно рассчитывать избежать наказания, заплатив более крупную взятку. На этой неделе была вскрыта преступная группа коррумпированных сотрудников ГИБДД. Эти сотрудники оформили подложные регистрационные документы на более чем 1000 автомобилей, украденных в Западной Европе.

Политики тоже подают плохой пример в стране, где смерти на дорогах обходятся спасательным службам и службе "Скорой помощи" где-то в 6 млн. английских фунтов в год.

Президент Владимир Путин и его министры ездят на большой скорости, в сопровождении агрессивного эскорта, который прикрывает автомобиль сановного лица со всех сторон. В 2002 году один из сопровождающих г-на Путина автомобилей таранил в центре Москвы мотоциклиста, который погиб на месте. В том же году в ДТП попал автомобиль министра экономического развития и торговли Германа Грефа, когда его водитель проехал на запрещающий сигнал светофора.

Многие ДТП случаются в тумане, в гололед и зимнюю метель. Но, как это ни парадоксально, наибольший процент людей погибает на дорогах летом и ранней осенью, когда водители начисто забывают об осторожности и стараются насладиться теми немногими месяцами, когда дороги свободны ото льда.

Случаев гибели людей по неосторожности очень много. Как-то 12 рыбаков погибли в минивэне, когда его водитель, желая сократить путь, выехал на тонкий лед озера. В другом инциденте мужчина захотел дать импровизированный урок вождения своей бывшей жене на 9-м этаже многоэтажного гаража, и управляемый ею автомобиль перескочил через ограждение площадки. Автомобиль упал на дерево, и оба они получили серьезные травмы.

Три года назад на одной авиабазе российский солдат, надо полагать, находившийся под воздействием алкоголя, протаранил своим спецавтомобилем бомбардировщик Су-24. Этот и два соседних самолета загорелись. Несмотря на быстрый приезд пожарных команд, все три самолета сгорели дотла.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.