Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто следующий?

Ходорковский остается в заключении. Другие олигархи принимают меры безопасности, чтобы не оказаться в таком же положении

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Русский сезон» - так называют местные жители во французских Альпах дни, когда наступают новогодние праздники. Когда лежит метровый снег, а в России празднуют Новый год, православное Рождество и Старый Новый год, местечко на высоте 1 850 метров над уровнем моря, где занимаются зимними видами спорта, становится Меккой для российских денежных мешков

«Русский сезон» - так называют местные жители во французских Альпах дни, когда наступают новогодние праздники. Когда лежит метровый снег, а в России празднуют Новый год, православное Рождество и Старый Новый год, местечко на высоте 1 850 метров над уровнем моря, где занимаются зимними видами спорта, становится Меккой для российских денежных мешков. В Куршевель тогда съезжаются, как подсчитала московская газета «Коммерсант», более 2 000 предпринимателей из Москвы, каждый из которых имеет доход более 500 000 долларов США в месяц. С той поры, как президент России Владимир Путин увлекся лыжами, зимние виды спорта превратились среди российских олигархов в обязательную спортивную дисциплину. Когда в Кремле еще сидел помешанный на теннисе Ельцин, любой, кто имел интерес к своему положению в громадной империи, был обязан махать теннисной ракеткой.

Олигархи, такие, как Владимир Потанин, глава промышленного холдинга «Интеррос» с миллиардным состоянием, и нефтяной король Роман Абрамович в этом году, наверное, обменивались на трассе не только рекомендациями, как элегантнее делать виражи.

После того, как в прошлом году самый богатый человек России, глава нефтяного концерна ЮКОС Михаил Ходорковский (ему 40 лет), оказался за решеткой, причем конца его заточения в следственной тюрьме так и не видно, его коллегам-олигархам пришлось призадуматься. «Кто следующий?» - задаются вопросом в Москве в очередях. Этот вопрос приобрел теперь новое звучание и для олигархов.

Так, Роман Абрамович, о котором постоянно ходят слухи, будто он является личным финансовым управляющим Путина, живет с некоторых пор в Лондоне. Он частично продал свои пакеты акций фирм, находящиеся в управлении фонда "Fonds Millhouse Capital". Большой пакет акций алюминиевого концерна «РусАл» он продал, по имеющимся оценкам, за два миллиарда долларов США своему партнеру по бизнесу Олегу Дерипаске, свои акции нефтяного концерна «Сибнефть» реализовал путем обмена акциями с доплатой наличными в размере трех миллиардов долларов США ЮКОСу. Потанин, напротив, несмотря на то, что у него, как и у Ходорковского, уже побывали представители прокуратуры, с Россией расставаться не желает. Он принимает меры безопасности, давая клятвы верности Путину и кремлевской партии «Единая Россия».

Другие олигархи, такие, как Владимир Евтушенков, глава концерна «Система» и друг московского мэра Юрия Лужкова, монут чувствовать себя в большей безопасности. Евтушенкова защищает своей дланью глава города. Михаил Фридман, руководитель компании «Альфа-Групп», - холдинга, в который входят промышленные и нефтяная компании, банки, - тоже, судя по всему, оказался в настоящее время в надежной позиции, ведь некоторые из его самых близких людей занимают ключевые посты в Кремле. Кроме того, Путин лично благословил создание нефтяным концерном Фридмана ТНК и концерном "British Petroleum" совместного предприятия стоимостью в семь миллиардов долларов США.

Несмотря на это, смирение является необходимым в такие времена, когда все так зыбко. Так, в последнее время стало неписаным законом, что олигархи не высказываются по политическим вопросам. Еще при Ельцине серые кардиналы довели до совершенства приватизацию государства частными лицами.

Со стороны российской внутренней контрразведки ФСБ прозвучал стартовый выстрел, эхо которого вызвало такую нервозность среди олигархов. «В России готовится олигархический государственный переворот», - таким было название одного сочинения до сих пор неизвестного «Совета по национальной стратегии», за которым, видимо, стоит спецслужба.

Документ, опубликованный в Интернете в середине 2003 года, выглядит как инструкция для действий. «Можно констатировать, что олигархи после того, как они завершили приватизацию важнейших объектов народного хозяйства, намерены теперь приватизировать политику и государственную власть», - говорится в нем. В качестве выхода Совет предлагает «эффективное государство». Суть его в следующем: государство должно вернуть свое достояние. Ходорковский упоминается в документе десять раз, его концерн ЮКОС - 25 раз. Фамилия Абрамовича всплывает девять раз, его нефтяная компания упоминается 22 раза. Первый из них сидит, второй избавляется от своих пакетов акций.

Вопрос национализации был в ходе избирательной кампании одним из самых популярных. Согласно опросу, проведенному Институтом изучения общественного мнения «РОМИР», 77 процентов россиян хотят, чтобы результаты приватизации были пересмотрены полностью или частично. Вновь созданная партия «Родина», использовавшая в своей предвыборной кампании эту проблему, заняла на выборах в Думу сразу четвертое место.

«Все состояния были накоплены незаконным или почти нелегальным путем, причем государственная власть была с этим согласна, - говорит политолог Дмитрий Фурман. - Поэтому наши богатеи висят теперь, как крупные рыбины, на крючке. На каждого из них есть досье, в котором всегда можно покопаться».

Все началось в эпоху Горбачева: ловкие молодые люди из молодежной организации коммунистической молодежи - комсомола - или из министерств получили лицензии на импорт и экспорт - вывозилась нефть, ввозились компьютеры. Обладая преимуществами в получении государственных кредитов, они накапливали свои состояния.

Молодые люди стали в одночасье миллионерами. Легенды о миллионерах, сделавших себя сами, развеяла социолог Ольга Крыштановская, занимающаяся исследованием элит в России. В основе были связи, которые имели значение всегда. 28,6 процента нынешних предпринимателей, подсчитала Крыштановкая, являются выходцами из советской номенклатуры. Практически все российские миллиардеры начинали свою карьеру в комсомоле.

В середине девяностых предприниматели, такие, как Ходорковский, Потанин и живущий теперь в эмиграции Борис Березовский наживались на распродажах на аукционах акций российских сырьевых концернов, при этом получая прикрытие со стороны высокопоставленных государственных служащих, включая президента Бориса Ельцина. Так, если в тот момент Ходорковский заплатил за 78 процентов акций ЮКОСа 309 млн. долларов США, то сегодня рыночная капитализация крупнейшего российского нефтяного концерна составляет 29,7 млрд. долларов США. «Сибнефть» стоила 100,3 млн. долларов США, сегодня - 13 млрд. долларов США.

Неясно, собирается ли Путин отменить результаты приватизации, проведенной в дикие годы российского хищнического капитализма - историк Питер Реддауэй (Peter Reddaway) говорит о «рыночном большевизме» - полностью. Но какая-то возможность этого существует. По крайней мере, незадолго до Нового года он поручил Сергею Степашину, руководителю Счетной палаты, проверить сделки по приватизации, совершенные за прошедшее десятилетие. Ревизор должен будет передать досье в следственные органы.

Пока история с ЮКОСом остается образчиком того, что правовое государство дает сбой. Ходорковский оказался на линии огня только тогда, когда он выступил против президента, органы юстиции были превращены в инструмент воздействия.

Теперь давление оказывается с помощью налогового законодательства. ЮКОС пока получил требование о возмещении налогов в размере 98 млрд. рублей (2,64 млрд. евро). Концерн считает это чрезмерным. Помимо этого Кремль ликвидировал оффшоры внутри страны. Эти налоговые оазисы использовались в прошлом. Так, нефтяной концерн «Лукойл», чтобы уходить от налогов, избрал космодром Байконур, ЮКОС - небольшую сибирскую деревеньку Лесное.

При этом в России есть еще много, что делить. Приватизируются железные дороги и электроэнергетика, можно покупать землю. «Наиболее сильная концентрация характерна для энергетического сектора, она намного слабее в производстве конечной продукции и в сфере услуг», - говорит Кристоф Рюль (Christof Ruehl), главный экономист московского представительства Всемирно банка. И на федеральном, и на региональном уровнях, по его словам, есть, «без сомнения, люди, держащие государство в плену». Но олигархи вряд ли уступят поле сражения без боя, считает Рюль. «Сражение только начинается».