Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Недоверие к Москве

"Война с терроризмом", еще не закончена, но "медовый месяц" после событий 11 сентября уже позади

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В статье в газете "Известия" Пауэлл заявил, что "определенные события во внутренней и внешней политике России в последние месяцы заставили нас сделать паузу". Далее он критиковал вмешательство России в дела ее соседей, войну в Чечне и беспорядочные метания России на пути к демократии - все колючие темы, которые с 11 сентября почти не всплывали на поверхность в российско-американской дипломатии.

Москва, 26 января 2004 года. Для того чтобы оценить российско-американские отношения, достаточно лишь взглянуть на визит государственного секретаря США Колина Пауэла (Colin Powell) в Грузию в конце прошедшей недели.

Г-на Пауэлла, присутствовавшего на церемонии инаугурации нового президента Грузии Михаила Саакашвили, неизменно показывали стоящим рядом с президентом, тогда как российский министр иностранных дел Игорь Иванов терялся в толпе, если его вообще показывали.

Саакашвили планирует для Грузии будущее, прочно базирующееся на тесных связях с Соединенными Штатами. Если это ему удастся, Грузия, быть может, окончательно освободится от железных объятий Кремля.

В Москве с неудовольствием восприняли пренебрежительное отношение к представителю России, равно как и близость Пауэлла к Саакашвили. Кремль считает Грузию сферой своего влияния.

"Медовый месяц", которым характеризовались российско-американские отношения после 11 сентября 2001 года, закончился. Ушли в прошлое дни, когда российский президент Владимир Путин считался любимцем администрации Буша-младшего (George W. Bush), поскольку первым из иностранных лидеров выразил соболезнования после нападений на Нью-Йорк и Вашингтон. Что еще важней, Путин отказался от традиционной российской оппозиции влиянию США в Средней Азии, где на территориях бывших советских республик Вашингтон создал передовые базы.

Но сегодня, когда "война с терроризмом" в Афганистане и Пакистане ограничена операциями войск специального назначения, которые получают поддержку от американских войск, базирующихся в самом Афганистане, Соединенные Штаты расширили свое военное присутствие в бывших советских республиках Средней Азии, вместо того чтобы выводить оттуда войска по мере того, как ослабевает прямая региональная угроза от "Аль-Каиды" и талибов.

В понедельник Пауэлл встретился в Москве со своим коллегой Игорем Ивановым. Хотя его визит имел целью успокоить российских хозяев, государственный секретарь взял резкий тон.

В статье в газете "Известия" Пауэлл заявил, что "определенные события во внутренней и внешней политике России в последние месяцы заставили нас сделать паузу". Далее он критиковал вмешательство России в дела ее соседей, войну в Чечне и беспорядочные метания России на пути к демократии - все колючие темы, которые с 11 сентября почти не всплывали на поверхность в российско-американской дипломатии.

Россия, со своей стороны, в последнее время снова выдвинула на передний план некоторые вопросы из своей повестки до 11 сентября, в частности, расширение НАТО, в состав которой вошли ближайшие соседи России. Раздражает ее также и перемещение Вашингтоном элементов своей стратегической системы противоракетной обороны ближе к западной границе России, в ходе чего американские военнослужащие покидают свои традиционные базы в "старой Европе" ради более дружественных стран Восточной Европы.

Добавьте к этому военную программу США для Грузии. На прошлой неделе посол США в Грузии объявил, что американские инструкторы, готовящие грузинских военнослужащих к антитеррористическим операциям, останутся в Грузии на постоянной основе.

А тем временем Саакашвили неоднократно заявляет, что две российские военные базы на грузинской территории будут закрыты раньше, чем этого хотела бы Москва.

Аналитики высказывают предположения, что эти базы станут хорошими районами сосредоточения для будущих военных операций США на Ближнем и Среднем Востоке, и тогда отпадет необходимость использовать территорию Турции, политическое руководство которой подвело США во время войны в Ираке.

Однако Пауэлл в понедельник отрицал, что у Вашингтона имеются планы, связанные с российскими базами.

Иванов в понедельник источал дипломатические любезности, говоря Пауэллу, что Россия "открыта для тесного сотрудничества с Соединенными Штатами в борьбе против терроризма и распространения оружия массового поражения, а также в поиске решения северокорейской проблемы и в других аспектах, потому что нашей общей целью является создание безопасного и надежного мира".

Эти слова противоречили высказываниям российского министра иностранных дел в прошлом месяце, когда он обвинил Соединенные Штаты в том, что те дирижировали "розовой революцией", которая изгнала Эдуарда Шеварднадзе с поста президента Грузии.

Вашингтон, поначалу поддерживавший Шеварднадзе, в последний год начал дистанцироваться от него, так как тот попал под сильное влияние коррумпированных группировок, в то время как некоторые грузинские провинции объявили о своей фактической независимости.

Встречаясь в понедельник с Путиным, Пауэлл, снова вернувшись к дипломатическому языку, признал "области разногласий" и сказал, что сила американо-российских отношений "позволяет нам обсуждать эти области прямо и откровенно".

Когда в воскресенье Пауэлл покидал Грузию, чтобы направиться в Россию, он объявил о новой программе помощи Грузии и от имени Буша-младшего пригласил Саакашвили посетить Вашингтон в будущем месяце.

Если прямота высказываний является новым инструментом американской политики в отношении России, то Москва почувствовала на себе его удар.