Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Другие выборы 2004 года, или Будущее российской демократии

Не существует коротких путей к демократии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Критики парламентских выборов в России в декабре 2003 года постарались удобно не заметить того, что "демократической альтернативе" не удалось завоевать сердца и умы российских избирателей. Однако сокрушительное поражение побуждает некоторых либеральных российских политиков к тому, чтобы пойти дальше обвинений в адрес Путина и определиться с тем, что нужно предпринять для продвижения либерально-демократической повестки в современной России.

28 января 2004 года. Много чернил было истрачено на критику парламентских выборов в России в декабре 2003 года. Большую часть вины за недостатки этих выборов возложили на администрацию Путина, заострив внимание в первую очередь на использовании "административного ресурса" (в том числе государственного контроля над телевидением и радио) в целях содействия проправительственным политическим силам и препятствования избирательным кампаниям оппозиционных партий, в частности, Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и либеральных партий "Яблоко" и Союз правых сил (СПС).

При этом критики постарались удобно не заметить того, что "демократической альтернативе" не удалось завоевать сердца и умы российских избирателей. Однако сокрушительное поражение в прошлом (так в тексте - прим. пер.) месяце побуждает некоторых либеральных российских политиков к тому, чтобы пойти дальше обвинений в адрес Путина и определиться с тем, что нужно предпринять для продвижения либерально-демократической повестки в современной России.

Независимый кандидат в президенты Ирина Хакамада, член политсовета СПС, в своей критике не щадит никого. Выступая в Никсоновском центре (Nixon Center) в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, она высказала сожаление, что многие ведущие либеральные политики не являются "профессионалами", и осудила то, что она назвала "либеральным инфантилизмом" в российской политике, когда ориентирующиеся на Запад политические деятели тратят больше сил на междоусобную борьбу, чем на создание единой, жизнеспособной демократической альтернативы.

Ее анализ правилен. Если бы либеральные движения пошли на парламентские выборы 1999 года, имея единый список кандидатов, то они сумели бы существенно увеличить свое представительство в Думе. Идя на парламентские выборы 2003 года каждый сам по себе, ни СПС, ни "Яблоко" не сумели преодолеть 5-процентного барьера для прохода в Думу своих кандидатов по партийному списку. В то же время избиратели лево-националистической ориентации объединились в блок "Родина" и тем самым гарантировали себе в новом парламенте несколько мест заместителей председателей думских комитетов. Избиратели либерально-демократической ориентации, которые в совокупности набрали такой же процент голосов, что и блок "Родина", ничего не получили, подтвердив правоту старой поговорки, что, если вы не будете держаться сплоченно, то вас перевешают поодиночке.

Либерально-демократическим силам не удалось убедить российских избирателей и в том, что они способны эффективно управлять страной. Хакамада, которая в российском правительстве занимала должность в ранге министра, связанную с развитием малого предпринимательства, отметила, что большинство владельцев малого бизнеса в России, которые, как можно было бы ожидать, должны были поддержать прорыночные партии, предпочли Путина и "Единую Россию", полагая, что нынешнее руководство страны способно дать им стабильность и защиту.

Прежде всего "демократы", с которыми так много носятся на Западе, испытывали реальные трудности в вопросе общения с рядовыми избирателями. На съезде СПС на прошедшей неделе Хакамада категорически заявила, что партии нужно "прекратить диалог с властями и начать диалог с народом". В Вашингтоне она признала, что поддержка сидящего в тюрьме Михаила Ходорковского льет воду на мельницу популистских партий, которые заработали голоса российских избирателей, рисуя либеральные партии как "защитников" богатеев в этой нищей стране. Многие из тех, кто на Западе был бы естественным сторонником прорыночной партии - владельцы малого и среднего бизнеса, патриоты, сторонники традиционных ценностей - отдали свои голоса Путину, которого Хакамада называет "консерватором N1" в России.

Имея высокий рейтинг, Путин скорее всего выиграет президентские выборы нынешним летом (так в тексте - прим. пер.). Хакамада признает, что у нее нет никаких шансов выиграть президентские выборы 2004 года и даже мало шансов, что удастся добиться второго тура выборов, однако она выражает надежду, что ее выдвижение в кандидаты сможет активизировать демократические силы в российских регионах. Съезд СПС также выразил намерение перенести фокус партийной работы с элитных городов Москва и Санкт-Петербург на укрепление партийных рядов в российских регионах. Борис Немцов, который, как и Хакамада, после поражения своей партии в декабре ставит вопрос об уходе с должности сопредседателя СПС, хочет, чтобы региональные лидеры играли в партии более активную роль.

Имеются ободряющие признаки, что либеральные силы, быть может, наконец, осознали полезность единства: "Яблоко" и СПС договорились о выдвижении единых кандидатов на региональных выборах в марте нынешнего года, чтобы избежать раскола своего электората. Признавая неизбежность победы Путина в 2004 году, Немцов и другие видные либералы создали "Комитет 2008: свободный выбор", чтобы заложить основы для более демократического перехода к новым политическим лидерам после окончания второго срока Путина.

Не существует коротких путей к демократии.